Электросхема зарядного устройства: Зарядное устройство для автомобильного АКБ. Схемы.

Содержание

Зарядное устройство для автомобильного АКБ. Схемы.

По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Нажмите на изображение чтобы увеличить

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).


Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей

Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В

Трансформатор силовой

1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.

Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.


Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ


Пусковое устройство

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25…40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10…14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.

Рис.1.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260…290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5…2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200…380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15… 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12…13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5…10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок («плюс» диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.


Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 — схема, описание

Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора

Инструкция к ЗПУ Старт УПЗУ-У3 — Скачать

Зарядные устройства — полный список схем и документации на QRZ.RU

1 Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger 9779 21.03.2009
2 MH-C9000 WizardOne 360 7887 26.10.2013
3 UT12B Детектор напряжения 342 3573 26.10.2013
4 Автоматическая подзарядка аккумуляторов. 30987 16.06.2003
5 Автоматическая подзарядка аккумуляторов.   17450 26.03.2006
6 Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора   1451 16.11.2016
7 Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора   1621 16.11.2016
8 Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А)   2145 16.11.2016
9 Автоматическое зарядное устройство   1123 16.11.2016
10 Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора   1666 16.11.2016
11 Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов   1384 16.11.2016
12 Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5   1250 16.11.2016
13 Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием   1213 16.11.2016
14 Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В   1460 16.11.2016
15 Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов 54055 17.09.2005
16 Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов.   18311 17.09.2002
17 Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора   1149 16.11.2016
18 Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика   1043 16.11.2016
19 Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A)   1009 16.11.2016
20 Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением   1027 16.11.2016
21 Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8   945 16.11.2016
22 Блок питания 0-12В/300мА   931 16.11.2016
23 Блок питания 1-29В/2А (КТ908)   1085 16.11.2016
24 Блок питания 12В 6А (КТ827)   1236 16.11.2016
25 Блок питания 60В 100мА   513 16.11.2016
26 Блок питания Senao-568 1044 1315 11.07.2016
27 Блок питания Senao-868 1116 1405 11.07.2016
28 Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА )   283 16.11.2016
29 Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем   212 16.11.2016
30 Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского)   281 16.11.2016
31 Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК»   226 16.11.2016
32 Блок питания для телевизора 250В   435 16.11.2016
33 Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А   247 16.11.2016
34 Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе   254 16.11.2016
35 Блок питания с гасящим конденсатором   246 16.11.2016
36 Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819)   290 16.11.2016
37 Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A   224 16.11.2016
38 Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В)   188 16.11.2016
39 ВСА-5К, ВСА-111К 256 18971 14.03.2010
40 Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других   336 16.11.2016
41 Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В)   189 16.11.2016
42 Выпрямитель с малым уровнем пульсаций   264 16.11.2016
43 Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В)   439 16.11.2016
44 Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов   389 16.11.2016
45 Высокоэффективное зарядное устройство для батарей 21569 22.11.2004
46 Два бестрансформаторных блока питания   249 16.11.2016
47 Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805)   214 16.11.2016
48 Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В)   273 16.11.2016
49 Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей 46936 03.02.2003
50 Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02» 674 18723 14.08.2009
51 Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 180 1197 11.03.2017
52 Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В   628 16.11.2016
53 Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач   432 16.11.2016
54 Зарядное устройство 9 18624 12.07.2007
55 Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов   335 16.11.2016
56 Зарядное устройство «КЕДР-АВТО» 7 21221 05.10.2009
57 Зарядное устройство HAMA TA03C 3973 443 07.10.2016
58 Зарядное устройство \»Квант\» 41 13033 22.10.2008
59 Зарядное устройство \»Рассвет-2\» 118187 23.12.2009
60 Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 30425 21.04.2006
61 Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора   405 16.11.2016
62 Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА   235 16.11.2016
63 Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч)   264 16.11.2016
64 Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов 39646 04.05.2009
65 Зарядное устройство для фонарей ФОС-1 45 10161 03.12.2006
66 Зарядное устройство до 5 А. 31 13728 10.02.2009
67 Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886)   272 16.11.2016
68 Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов   196 16.11.2016
69 Зарядное устройство с температурной компенсацией   259 16.11.2016
70 Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T. 466 1844 14.07.2016
71 Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора 14034 15.10.2002
72 Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора   304 16.11.2016
73 Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах   379 16.11.2016
74 Импульсные источники питания, теория и простые схемы   470 16.11.2016
75 Импульсный блок питания 5В 0,2А   329 16.11.2016
76 Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А)   170 16.11.2016
77 Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2)   315 16.11.2016
78 Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт   325 16.11.2016
79 Импульсный источник питания (5В 6А)   188 16.11.2016
80 Импульсный источник питания на 40 Вт   235 16.11.2016
81 Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А)   157 16.11.2016
82 Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2)   237 16.11.2016
83 Импульсный источник питания УМЗЧ (60В)   209 16.11.2016
84 Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839)   235 16.11.2016
85 Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В   188 16.11.2016
86 Индикатор ёмкости батарей   265 16.11.2016
87 Интеллектуальное зарядное устройство 1494 9491 22.09.2008
88 Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент) 1321 818 11.07.2016
89 Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А   300 16.11.2016
90 Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера   198 16.11.2016
91 Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В   190 16.11.2016
92 Источник питания для измерительного прибора на микросхемах   193 16.11.2016
93 Источник питания для измерительных приборов   216 16.11.2016
94 Источник питания для компьютера   247 16.11.2016
95 Источник питания для логических микросхем (5В)   206 16.11.2016
96 Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров   196 16.11.2016
97 Источник питания для часов на БИС   198 16.11.2016
98 Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А)   333 16.11.2016
99 Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы)   334 16.11.2016
100 Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт   264 16.11.2016
101 Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В   221 16.11.2016
102 Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В)   206 16.11.2016
103 Источники питания для варикапа   218 16.11.2016
104 Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД   269 16.11.2016
105 Кедр-М 78 15107 18.11.2007
106 Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А   259 16.11.2016
107 Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901)   294 16.11.2016
108 Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель   263 16.11.2016
109 Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А)   282 16.11.2016
110 Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А)   302 16.11.2016
111 Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А)   253 16.11.2016
112 Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов   261 16.11.2016
113 Маломощный источник питания (9В, 70мА)   195 16.11.2016
114 Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором   246 16.11.2016
115 Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337)   168 16.11.2016
116 Маломощный сетевой блок питания (9В)   265 16.11.2016
117 Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В   175 16.11.2016
118 Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В   268 16.11.2016
119 Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А   253 16.11.2016
120 Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА)   159 16.11.2016
121 Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А)   238 16.11.2016
122 Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741)   555 16.11.2016
123 Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В)   246 16.11.2016
124 Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827)   391 16.11.2016
125 Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А   376 16.11.2016
126 Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В   288 16.11.2016
127 Обзор схем восстановления заряда у батареек   280 16.11.2016
128 Однополярный источник питания УНЧ (40В)   190 16.11.2016
129 Питание будильника 1,5В от сети 220В   263 16.11.2016
130 Питание микроконтролерных устройств от сети 220В   230 16.11.2016
131 Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор   176 16.11.2016
132 Питание микроконтроллеров от телефонной линии   212 16.11.2016
133 Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети   198 16.11.2016
134 Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии 8044 04.10.2002
135 Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора   202 16.11.2016
136 Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов   259 16.11.2016
137 Прибор для измерения параметров аккумуляторов.   9261 10.06.2002
138 Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В   306 16.11.2016
139 Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора   326 16.11.2016
140 Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа   430 16.11.2016
141 Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А)   363 16.11.2016
142 Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач)   311 16.11.2016
143 Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей   278 16.11.2016
144 Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов 32460 27.06.2006
145 Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807)   301 16.11.2016
146 Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А)   191 16.11.2016
147 Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт   232 16.11.2016
148 Простой импульсный блок питания на ИМС   277 16.11.2016
149 Простой импульсный источник питания 5В 4А   253 16.11.2016
150 Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором   221 16.11.2016
151 Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А)   369 16.11.2016
152 Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного   239 16.11.2016
153 Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А)   331 16.11.2016
154 Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А)   281 16.11.2016
155 Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А)   257 16.11.2016
156 Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202)   260 16.11.2016
157 Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей   242 16.11.2016
158 Самодельное пусковое устройство 130 1918 25.06.2017
159 Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В   279 16.11.2016
160 Сетевая «Крона» 9В/25мА   245 16.11.2016
161 Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания   266 16.11.2016
162 Солнечное зарядное устройство 13235 1370 16.04.2014
163 Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\» 2461 28.06.2012
164 Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А)   236 16.11.2016
165 Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А)   251 16.11.2016
166 Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий   217 16.11.2016
167 Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА)   243 16.11.2016
168 Схема автоматического зарядного устройства (на LM555)   270 16.11.2016
169 Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов   543 16.11.2016
170 Схема блока питания и зарядного устройства для iPod 42116 22.03.2012
171 Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А   278 16.11.2016
172 Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В)   228 16.11.2016
173 Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315)   334 16.11.2016
174 Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов   414 16.11.2016
175 Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317)   178 16.11.2016
176 Схема зарядного устройства для батарей   270 16.11.2016
177 Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем   231 16.11.2016
178 Схема измерителя выходного сопротивления батарей   228 16.11.2016
179 Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона   246 16.11.2016
180 Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А   337 16.11.2016
181 Схема контроллера заряда батарей   209 16.11.2016
182 Схема непрерывного подзаряда батарей   243 16.11.2016
183 Схема простого зарядного устройства на диодах   235 16.11.2016
184 Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А   244 16.11.2016
185 Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713)   392 16.11.2016
186 Схема универсального лабораторного источника питания   268 16.11.2016
187 Схема устройства для подзаряда батарей   126 16.11.2016
188 Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров   257 16.11.2016
189 Схемы бестрансформаторных зарядных устройств   249 16.11.2016
190 Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров   261 16.11.2016
191 Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В)   301 16.11.2016
192 Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов   272 16.11.2016
193 Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК   265 16.11.2016
194 Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов   331 16.11.2016
195 Таймер-индикатор разрядки батареи   218 16.11.2016
196 Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е   373 16.11.2016
197 Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов   254 16.11.2016
198 Универсальный блок питания с несколькими напряжениями   241 16.11.2016
199 Устройство автоматической подзарядки аккумулятора 10726 30.10.2005
200 Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач   365 16.11.2016
201 Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач   353 16.11.2016
202 Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9   247 16.11.2016
203 Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов   221 16.11.2016
204 Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,5 134 15395 19.04.2006
205 Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В   343 16.11.2016
206 Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А   284 16.11.2016
207 Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А   233 16.11.2016
208 Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах 6089 06.10.2002
209 Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах   2921 10.06.2002
210 Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей   371 16.11.2016

Схемы зарядных устройств | 2 Схемы

Сборник радиосхем зарядных устройств для свинцовых, никель-кадмиевых и литиевых аккумуляторов. Есть зарядки для авто на 12 В, есть для электровелосипедов и электромобилей. Все пойдут для сборки своими руками.

Потребители энергии получают определенный ток от батареи или аккумулятора. Как долго они могут работать, зависит от емкости элементов, составляющих батарею. Если нагрузка потребляет ток 1 …

Для свинцово-кислотного, гелевого или другого аккумулятора с жидким электролитом, как все знают требуется подходящее зарядное устройство. Автоматическая зарядка ограничивает зарядный ток и максимальное напряжение, которое …

Всем любителям самодельных девайсов привет. Хотел бы представить на ваш суд зарядное устройство, которое недавно сделал для своей старенькой BMW (точнее для её аккумулятора 60 …

В своей практике каждый автолюбитель часто сталкивался с необходимостью стабильного питания заряда АКБ авто. При использовании некоторых цифровых автомобильных зарядных модулей, в случае сбоя питания …

Хотим представить довольно удачный цифровой выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, сделанный некоторое время назад сразу в двух экземплярах. Предыдущий простой выпрямитель, который сделан был на …

Знакомые с автобазы маршрутных микроавтобусов попросили сделать зарядное устройство для зарядки аккумуляторов 12 В и 24 В. Поскольку пользоваться им будут абсолютно неподготовленные люди, решено …

А это ещё один зарядный аппарат для авто аккумулятора по схеме автоматического выпрямителя на 12 В / 5 А. Зарядное устройство было сделано для периодической …

Здравствуйте уважаемые радио-авто-любители, представляем интересный проект зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов на основе драйвера TL494. В эпоху доступности таких устройств и их привлекательных цен можно …

Здравствуйте все посетители сайта 2 Схемы. Представляем очередной девайс для самостоятельное сборки, которое работает как зарядное устройство гелевой батареи. Представленное ЗУ состоит из трансформатора ТС25/6 …

Данный зарядный выпрямитель к мощным аккумуляторам основан на схеме, которую за последние 30 лет повторили уже наверное тысячи раз. Сюда только добавлен простой контроллер вентилятора, …

Вот самодельный выпрямитель для небольших кислотных или гелевых необслуживаемых батарей. Устройство имеет возможность изменять выходное напряжение под АКБ 6 и 12 В. Многие из аккумуляторов, …

Это схема очень мощного самодельного пуско-зарядного устройства для авто АКБ 14,5 В на ток 500 А, представляет собой однотранзисторный прямоходовый преобразователь. Для ключа использован регенеративный …

Здесь вы сможете посмотреть схему и готовую конструкцию автоматического зарядного устройства для батареек Крона типоразмера 6F22 (на 9 В), выполненное на специализированном чипе MAX712. Зарядное …

Большой популярностью среди автолюбителей самодельщиков пользуются тиристорные автозарядки, в которых питание от мощного трансформатора поступает на АКБ через тиристор, управляемый открывающими его импульсами от генератора. …

Зима неумолимо приближается и скоро начнется сезон покупки (сборки) автомобильных зарядных устройств. Хотим представить зарядное устройство, которое изготовлено самостоятельно для собственных потребностей в зарядке двух …

Все кто имел дело с мощным зарядным устройством знает, что обратное подключение полярности аккумулятора может повредить или зарядное устройство, или сам аккумулятор. Но далеко не …

Как всегда неожиданно пришли холода и снова пришло понимание, что нужно купить для аккумулятора машины зарядный выпрямитель. Все знают, что мороз не нравится батареям, а …

Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые …

Это уже второй собранный зарядный выпрямитель, первый был очень успешным в действии и теперь понадобилось другое похожее зарядное устройство. Практически все детали были в наличии, …

После очень морозной зимы пришел к выводу, что в гараже нет приличного зарядного выпрямителя. Наличие какого-то ветхого промышленного зарядного устройства не в счёт — оно …

Обзор схем зарядных устройств

Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных
батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную
работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей
производят током, значение которого можно определить по формуле

I=0,1Q

где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная
электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.

Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по
эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное
протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в
течение длительного времени.

Классическая схема зарядного устройства для автомобильного
аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и
регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют
проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы
тока.

В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная
тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и
увеличивает вероятность выхода его из строя.

Для регулировки зарядного тока можно использовать
магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной
(сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных
сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная
схема такого устройства приведена на рис.
2.

В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется
лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе,
поэтому нагрев устройства незначителен.

Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость
обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора
раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (~ 18÷20В).

Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку
12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток
зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена
на Рис. 3.

Предусмотрена возможность автоматического выключения
устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится
кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в
ней.

Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные
комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.

Переменным резистором R4 устанавливают порог
срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при
напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью
заряженной батареи.

На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в
котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального
значения.

Изменение тока в нагрузке достигается регулированием
угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на
однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется
положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда
аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и
нагрузки предохранителями F1 и F2.

Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4),
размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:

В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора
должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и
соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое
больше мощности, потребляемой аккумулятором.

Названное обстоятельство является существенным
недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором
(тиристором).

Примечание:

Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и
тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.

Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а
следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи
вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис.
5.

В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен
примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1
включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток
первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока
заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно
небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на
радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной
обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой
зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока
(что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К
недостатку этого зарядного устройства следует отнести
гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что
необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения
(например, использовать переменный резистор с пластмассовой
осью).

Вариант печатной платы зарядного устройства на
рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:

Примечание:

Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8
необходимо установить на радиаторы.

В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик
VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3
типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых
стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта
(КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа
КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с
рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.).
Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а
если радиаторы будут сильно нагреваться, в
корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для
обдува.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Как часто автовладельцы не могут завести четырехколесного любимца из-за отсутствия заряда в аккумуляторе? Конечно, если этот казус приключился в гараже возле зарядного агрегата или поблизости есть друг с автомобилем, готовый помочь запустить стартер, особых проблем не предвидится.

Куда хуже обстоят дела, если ни первый, ни второй вариант вы реализовать не можете, особенно от этого страдают автомобилисты, не имеющие возможности приобрести дорогостоящее зарядное заводского производства. Но и в этом случае можно найти решение, если сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.

Преимущества и недостатки самодельного устройства

Главным преимуществом самодельного зарядного устройства является его дешевизна, даже если вы не имеете всех необходимых деталей, экономия будет ощутимой. Также значительным плюсом является возможность использования ненужных приборов и устройств в качестве источника материалов для самодельного ЗУ.

К недостаткам самодельной зарядки аккумуляторов следует отнести несовершенство в эксплуатации. Увы, но модель не может самостоятельно отключаться при достижении максимального заряда, поэтому вам придется контролировать этот процесс или дополнить изобретение самодельной автоматикой, что под силу опытным радиолюбителям.

Параметры устройства

Как вам хорошо известно, вся сеть в авто питается низким напряжением 12В постоянного тока, но уровень зарядки автомобильного аккумулятора должен находиться в диапазоне от 13 до 15В. Ток заряда на выходе устройства должен составлять порядка 10% от емкости источника питания. Если ток окажется меньше, заряд все равно будет происходить, но процедура продлиться гораздо дольше. Поэтому выбор элементов для зарядного устройства должен отталкиваться от рабочих параметров конкретной модели свинцовых АКБ и сети, к которой оно будет подключаться.

Что нужно для ЗУ?

Конструктивно зарядное устройство включает в себя такие элементы:

  • Главным элементом является двухобмоточный трансформатор, если у вас имеется агрегат с большим числом обмоток, можно использовать и его, но остальные катушки окажутся незадействованными. Помимо классических вполне подойдут и импульсные трансформаторы, взятые из китайской электроники.
  • Так как напряжение на выходе из трансформатора получится переменным, а для подзарядки аккумулятора требуется постоянное, вам понадобится выпрямитель. В данном примере мы соберем его самостоятельно из четырех диодов, но если у вас имеется подходящая модель, можете установить ее.
  • В зависимости от расстояния и величины вторичного напряжения, вам могут пригодиться соединительные провода, а для самостоятельной намотки еще и медный проводник в лаковой изоляции.
  • Амперметр и вольтметр для контроля основных величин на выходе, их можно проверять и обычным мультиметром, но это потребует излишних затрат времени, поэтому куда проще установить стационарные приборы.
    Измерение с помощью мультиметраРис. 1: измерение с помощью мультиметра
  • Автоматика отключения может выполняться посредством реле напряжения или тока. Реагирует на заполнение емкости батареи и отключает автоматическое ЗУ. Вместе с реле можно установить автомобильную лампочку или светодиод для регистрации окончания заряда.
  • Переменный резистор или переключатель для регулировки тока во вторичной цепи зарядного агрегата. Необходим, если вы собираетесь использовать зарядное устройство для аккумуляторов разного типа или если вам сложно рассчитать рабочие параметры и их придется подстраивать.

Пример установки регулировочного резистораРис. 2: Пример установки регулировочного резистора

Если вы собираетесь зарядить аккумулятор  одни раз, можно использовать только первые три элемента, для постоянного использования будет удобнее иметь, хотя бы контрольные приборы.   Но, прежде чем собрать все это в единую конструкцию, вам необходимо убедиться, что параметры зарядного устройства после сборки будут соответствовать вашим потребностям. Первым, что должно соответствовать, является трансформатор зарядного приспособления.

Если трансформатор не подходит

Далеко не всегда в гараже или дома вы встретите именно такой трансформатор, который будет питаться от 220В и выдавать на выходных клеммах 13 – 15В. Большинство моделей, используемых в обиходе, действительно имеют первичную катушку на 220В, но на выходе может быть любой  номинал. Чтобы это исправить вам потребуется изготовить новую вторичку.

Для начала пересчитайте коэффициент трансформации по формуле: U1/U2 = N1/N,

где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке соответственно;

 N1 и N2 – количество витков в первичке и вторичке соответственно.

К примеру, электрическая машина используется в качестве блока питания на 42В, а вы хотите получить для зарядного устройства 14В. Следовательно, вам необходимо при 480 витках в первичке, сделать 31 виток на вторичке зарядного. Этого можно добиться как путем сокращения числа витков, удалив лишние, так и путем намотки новой. Но первый вариант не  всегда подходит, так как сечение обмотки трансформатора может не выдержать силу тока с меньшим числом витков.

U1*I1 = U2*I2 , 

Где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке, I 1 и I 2 – ток, протекающий  в первичке и вторичке.

Как видите, с понижением числа витков и напряжения на вторичной обмотке сила тока в ней пропорционально возрастет. Как правило, запаса по сечению не хватает, поэтому после определения силы тока под нее подбирают новый проводник из данных таблицы:

Таблица: выбор сечения, в зависимости от протекающего тока

Медный проводник Алюминиевый проводник
Сечение 

жил. мм2

Ток, А Сечение  жил. мм2 Ток, А
0,5 11
0,75 15
1 17
1.5 19 2,5 22
2.5 27 4 28
4 38 6 36
6 46 10 50
10 70 16 60
16 80 25 85

Если расчетная величина тока на выходе зарядного устройства превышает нужные 10% от емкости аккумулятора, в цепь обязательно включается токоограничивающий резистор, величина которого подбирается пропорционально излишку тока.

Порядок сборки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

В зависимости от имеющихся у вас компонентов и параметров аккумулятора, сборка ЗУ будет значительно отличаться. В данном примере технология изготовления включает в себя такие этапы:

  • Составьте или возьмите готовую схему зарядного устройства для кислотных аккумуляторов. В данном примере используется такой довольно простой вариант:
    Схема зарядного устройстваРис. 3: схема зарядного устройства
  • Здесь применяется трансформатор с двумя первичными и двумя вторичными обмотками, которые нужно соединить последовательно для получения нужного уровня напряжения.
    Трансформатор ТС - 180 - 2Рис. 4: Трансформатор ТС — 180 — 2

Но вы должны отталкиваться от параметров вашей электрической машины. Поэтому при необходимости уберите лишние обмотки или заизолируйте их выводы (если они есть), намотайте вторичку (если существующая не дает нужный уровень напряжения в ЗУ).

Перемотайте обмоткиРис. 5: перемотайте обмотки

  • В рассматриваемом примере для этого на первичных обмотках соединяются перемычкой выводы 1 и 1′
    Соедините выводы 1Рис. 6: соедините выводы 1

а на вторичной выводы 9 и 9′.

Соедините выводы 9Рис. 7: соедините выводы 9

Для защиты зарядного устройства, как со стороны сети, так и со стороны свинцовой батареи нужно установить два предохранителя. В рассматриваемом примере с высокой стороны зарядного устройства применяется предохранитель на 0,5А, а в цепи зарядки свинцового аккумулятора 10А.

При наличии регулятора тока зарядного устройства, начинать зарядку следует с минимального значения на амперметре и плавно повышать его до требуемой величины. При накоплении в аккумуляторе достаточного количества заряда, амперметр будет показывать около 1А, после чего можете смело отключать зарядное от сети и использовать аккумулятор по назначению.

Зависимость величин от времени зарядаРис. 14: зависимость величин от времени заряда

Видео по теме

Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из БП АТХ, схемы

Многие автолюбители отлично знают, что для продления срока службы аккумуляторной батареи требуется периодическая ее подзарядка именно от зарядного устройства, а не от генератора автомобиля.

И чем больше срок службы аккумулятора, тем чаще его нужно заряжать, чтобы восстанавливать заряд.

Без зарядных устройств не обойтись

Для выполнения данной операции, как уже отмечено, используются зарядные устройства, работающие от сети 220 В. Таких устройств на автомобильном рынке очень много, они могут обладать различными полезными дополнительными функциями.

Однако все они выполняют одну работу – преобразуют переменное напряжение 220 В в постоянное – 13,8-14,4 В.

В некоторых моделях сила тока при зарядке регулируется вручную, но есть и модели с полностью автоматической работой.

Из всех недостатков покупных зарядных устройств можно отметить высокую их стоимость, и чем «навороченней» прибор, тем цена на него выше.

 

А ведь у многих под рукой есть большое количество электроприборов, составные части которых вполне могут подойти для создания самодельного зарядного устройства.

Да, самодельный прибор выглядеть будет не так презентабельно, как покупной, но ведь его задача – заряжать АКБ, а не «красоваться» на полке.

Одними из важнейших условий при создании зарядного устройства – это хоть начальное знание электротехники и радиоэлектроники, а также умение держать в руках паяльник и уметь правильно им пользоваться.

Далее рассмотрим несколько схем зарядных устройств для АКБ, которые можно создать из старых электроприборов или составных частей электроники.

ЗУ из лампового телевизора

Первой будет схема, пожалуй, самая простейшая, и справиться с ней сможет практически любой автолюбитель.

Для изготовления простейшего зарядного устройства понадобиться всего лишь две составные части – трансформатор и выпрямитель.

Главное условие, которым должно соответствовать зарядное устройство – это сила тока на выходе из прибора должна составлять 10% от емкости АКБ.

То есть, зачастую на легковых авто применяется батарея на 60 Ач, исходя из этого, на выходе из прибора сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.

Если у кого-то стоит старый ненужный ламповый советский телевизор, то лучше трансформатора, чем из него не найти.

Принципиальная схема зарядного устройства из телевизора имеет такой вид.

Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформатор ТС-180. Особенностью его являлось наличие двух вторичных обмоток, по 6,4 В и силой тока 4,7 А. Первичная обмотка тоже состоит из двух частей.

Вначале потребуется выполнить последовательное подключение обмоток. Удобство работ с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение.

Для последовательного соединения вторичной обмотки нужно соединить между собой выводы 9 и 9\’.

А к выводам 10 и 10\’ – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к выводам должны иметь сечение не менее 2,5 мм. кв.

Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения нужно соединить между собой выводы 1 и 1\’. Провода с вилкой для подключения к сети нужно припаять к выводам 2 и 2\’. На этом с трансформатором работы завершены.

Далее нужно сделать диодный мост. Для этого потребуется 4 диода, способных работать с током в 10 А и выше. Для этих целей подойдут диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243.

На схеме указано, как должно производится подключение диодов – к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10\’, а также провода, которые будут идти к АКБ.

Не стоит забывать и о предохранителях. Один из них рекомендуется установить на «плюсовом» выводе с диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на ток не более 10 А. Второй предохранитель (на 0,5 А) нужно установить на выводе 2 трансформатора.

Перед началом зарядки лучше проверить работоспособность устройства и проверить его выходные параметры при помощи амперметра и вольтметра.

Иногда бывает, что сила тока несколько больше, чем требуется, поэтому некоторые в цепь установить 12-вольтовую лампу накаливания с мощностью от 21 до 60 Ватт. Эта лампа «заберет» на себя излишки силы тока.

ЗУ из микроволновой печи

Некоторые автолюбители используют трансформатор от сломанной микроволновой печи. Но этот трансформатор нужно будет переделывать, поскольку он является повышающим, а не понижающим.

Необязательно, чтобы трансформатор был исправен, поскольку в нем зачастую сгорает вторичная обмотка, которую в процессе создания устройства все равно придется удалять.

Переделка трансформатора сводится к полному удалению вторичной обмотки, и намотки новой.

В качестве новой обмотки используется изолированный провод сечением не менее 2,0 мм. кв.

При намотке нужно определиться с количеством витков. Можно сделать это экспериментально – намотать на сердечник 10 витков нового провода, после чего к его концам подсоединить вольтметр и запитать трансформатор.

По показаниям вольтметра определяется, какое напряжение на выходе обеспечивают эти 10 витков.

К примеру, замеры показали, что на выходе есть 2,0 В. Значит, 12В на выходе обеспечат 60 витков, а 13 В – 65 витков. Как вы поняли, 5 витков добавляет 1 вольт.

Схема.

Ну а далее все делается, как описано выше – изготавливается диодный мост, производится соединение всех составных элементов и проверяется работоспособность.

Стоит указать, что сборку такого зарядного устройства лучше производить качественно, затем все составные части поместить в корпус, который можно изготовить из подручных материалов. Или смонтировать на основу.

Обязательно следует пометить где «плюсовой» провод, а где — «минусовой», чтобы не «переплюсовать», и не вывести из строя прибор.

ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)

Более сложную схему имеет зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания.

Для изготовления устройства подойдут блоки мощностью не менее 200 Ватт моделей АТ или АТХ, которые управляются контроллером TL494 или КА7500. Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Не плохо себя показала модель ST-230WHF из старых ПК.

Фрагмент схемы такого зарядного устройства представлена ниже, по ней и будем работать.

Помимо блока питания также потребуется наличие потенциометра-регулятора, подстроечный резистор на 27 кОм, два резистора мощностью 5 Вт (5WR2J) и сопротивлением 0,2 Ом или один С5-16МВ.

Начальный этап работ сводится к отключению всего ненужного, которыми являются провода «-5 В», «+5 В», «-12 В» и «+12 В».

Резистор, указанный на схеме как R1 (он обеспечивает подачу напряжения +5 В на вывод 1 контроллера TL494) нужно выпаять, а на его место впаять подготовленный подстроечный резистор на 27 кОм. На верхний вывод этого резистора нужно подвести шину +12 В.

Вывод 16 контроллера следует отсоединить от общего провода, а также нужно перерезать соединения выводов 14 и 15.

В заднюю стенку корпуса блока питания нужно установить потенциометр-регулятор (на схеме – R10). Устанавливать его нужно на изоляционную пластину, чтобы он не касался корпуса блока.

Через эту стенку следует также вывести проводку для подключения к сети, а также провода для подключения АКБ.

Чтобы обеспечить удобство регулировки прибора из имеющихся двух резисторов на 5 Вт на отдельной плате нужно сделать блок резисторов, подключенных параллельно, что обеспечит на выходе 10 Вт с сопротивлением 0,1 Ом.

Далее изготовленная плата устанавливается в корпус и производится подключение всех выводов согласно схеме.

Затем следует проверить правильность соединения всех выводов и работоспособность прибора.

Финальной работой перед завершением сборки является калибровка устройства.

Для этого ручку потенциометра следует установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует установить напряжение холостого хода на уровне 13,8-14,2 В.

Если все правильно выполнить, то при начале зарядки батареи на нее будет подаваться напряжение в 12,4 В с силой тока в 5,5 А.

По мере зарядки АКБ напряжение будет возрастать до значения, установленного на подстроечном резисторе. Как только напряжения достигнет этого значения, сила тока начнет снижаться.

Если все рабочие параметры сходятся и прибор работает нормально, остается только закрыть корпус для предотвращения повреждения внутренних элементов.

Данное устройство из блока АТХ очень удобно, поскольку при достижении полного заряда батареи, автоматически перейдет в режим стабилизации напряжения. То есть перезарядка АКБ полностью исключается.

Для удобства работ можно дополнительно прибор оснастить вольтметром и амперметром.

Итог

Это только несколько видов зарядных устройств, которые можно изготовить в домашних условиях из подручных средств, хотя вариантов их значительно больше.

Особенно это касается зарядных устройств, которые изготавливаются из блоков питания компьютера.

Если у вас есть опыт в изготовлении таких устройств делитесь им в комментариях, многие буду очень признательны за это.

Самодельное зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

Внешний вид самодельного зарядного устройства для автомобиля

На фотографии представлено самодельное автоматическое зарядное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов на 12 В током величиной до 8 А, собранного в корпусе от милливольтметра В3-38.

Почему нужно заряжать аккумулятор автомобиля
зарядным устройством

АКБ в автомобиле заряжается с помощью электрического генератора. Для защиты электрооборудования и приборов от повышенного напряжения, которое вырабатывает автомобильным генератором, после него устанавливают реле-регулятор, который ограничивает напряжение в бортовой сети автомобиля до 14,1±0,2 В. Для полной же зарядки аккумулятора требуется напряжение не менее 14,5 В.

Таким образом, полностью зарядить АКБ от генератора невозможно и перед наступлением холодов необходимо подзаряжать аккумулятор от зарядного устройства.

Анализ схем зарядных устройств

Для зарядки автомобильного аккумулятора служат зарядные устройства. Его можно купить готовое, но при желании и небольшом радиолюбительском опыте можно сделать своими руками, сэкономив при этом немалые деньги.

Схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов в Интернете опубликовано много, но все они имеют недостатки.

Зарядные устройства, сделанные на транзисторах, выделяют много тепла, как правило, боятся короткого замыкания и ошибочного подключения полярности аккумулятора. Схемы на тиристорах и симисторах не обеспечивают требуемой стабильность зарядного тока и издают акустический шум, не допускают ошибок подключения аккумулятора и излучают мощные радиопомехи, которые можно уменьшить, одев на сетевой провод ферритовое кольцо.

Привлекательной выглядит схема изготовления зарядного устройства из блока питания компьютера. Структурные схемы компьютерных блоков питания одинаковые, но электрические разные, и для доработки требуется высокая радиотехническая квалификация.

Интерес у меня вызвала конденсаторная схема зарядного устройства, КПД высокий, тепла не выделяет, обеспечивает стабильный ток заряда вне зависимости от степени заряда аккумулятора и колебаний питающей сети, не боится коротких замыканий выхода. Но тоже имеет недостаток. Если в процессе заряда пропадет контакт с аккумулятором, то напряжение на конденсаторах возрастает в несколько раз, (конденсаторы и трансформатор образуют резонансный колебательный контур с частотой электросети), и они пробиваются. Надо было устранить только этот единственный недостаток, что мне и удалось сделать.

В результате получилась схема зарядного устройства без выше перечисленных недостатков. Более 16 лет заряжаю ним любые кислотные аккумуляторы на 12 В. Устройство работает безотказно.

Принципиальная схема автомобильного зарядного устройства

При кажущейся сложности, схема самодельного зарядного устройства простая и состоит всего из нескольких законченных функциональных узлов.

Схема автоматического зарядного устройства на конденсаторах

Если схема для повторения Вам показалась сложной, то можно собрать более простую, работающую на таком же принципе, но без функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора.

Схема ограничителя тока на балластных конденсаторах

В конденсаторном автомобильном зарядном устройстве регулировка величины и стабилизация силы тока заряда аккумулятора обеспечивается за счет включения последовательно с первичной обмоткой силового трансформатора Т1 балластных конденсаторов С4-С9. Чем больше емкость конденсатора, тем больше будет ток заряда аккумулятора.

Схема регулятора тока на конденсаторах

Практически это законченный вариант зарядного устройства, можно подключить после диодного моста аккумулятор и зарядить его, но надежность такой схемы низкая. Если нарушится контакт с клеммами аккумулятора, то конденсаторы могут выйти из строя.

Емкость конденсаторов, которая зависит от величины тока и напряжения на вторичной обмотке трансформатора, можно приблизительно определить по формуле, но легче ориентироваться по данным таблицы.

Для регулировки тока, чтобы сократить количество конденсаторов, их можно подключать параллельно группами. У меня переключение осуществляется с помощью двух галетного переключателя, но можно поставить несколько тумблеров.

Схема защиты
от ошибочного подключения полюсов аккумулятора

Схема защиты от переполюсовки зарядного устройства при неправильном подключении аккумулятора к выводам выполнена на реле Р3. Если аккумулятор подключен неправильно, диод VD13 не пропускает ток, реле обесточено, контакты реле К3.1 разомкнуты и ток не поступает на клеммы аккумулятора. При правильном подключении реле срабатывает, контакты К3.1 замыкаются, и аккумулятор подключается к схеме зарядки. Такую схему защиты от переполюсовки можно использовать с любым зарядным устройством, как транзисторным, так и тиристорным. Ее достаточно включить в разрыв проводов, с помощью которых аккумулятор подключается к зарядному устройству.

Схема защиты от неправильного подключения полюсов аккумулятора - переполюсовки зарядного устройства

Схема измерения тока и напряжения зарядки аккумулятора

Благодаря наличию переключателя S3 на схеме выше, при зарядке аккумулятора есть возможность контролировать не только величину

Цепи аккумулятора и зарядного устройства

— электрические схемы

Схема, описанная здесь
, в высшей степени подходит для определения емкости аккумулятора. Для этого мы используем дешевые электрические часы
. При подключении резистора к клеммам батареи
батарея разряжается несколько быстрее, чем при использовании только часов
. Если мы выберем резистор номиналом 5,6R, ток разряда
составит 1,2 В / 5,6 R = 214 мА. Если мы умножим это
на количество часов, в течение которых часы работали после того, как батарея была подключена
, то мы узнаем (приблизительно) емкость батареи.
При разрядке никель-кадмиевой батареи необходимо убедиться, что мы извлекаем батарею
в момент, когда часы останавливаются. Никель-кадмиевые батареи
не очень хорошо переносят слишком глубокий разряд. Поэтому мы рекомендуем так или иначе следить за напряжением
, например, подключив мультиметр
параллельно резистору.

Принципиальная схема сверхпростого тестера емкости аккумулятора

Автор: Дж.Van der Sterre
Авторские права: Elektor Electronics

Операционный усилитель
типа Over-the-Top идеально подходит для использования в качестве датчика тока для зарядных устройств батареи
. Описанная здесь конструкция может использоваться с зарядными устройствами
для аккумуляторных батарей (свинцово-кислотных, никель-кадмиевых и т. Д.). Рабочее питание 5 В
для схемы происходит от заряженной батареи.
Схема использует чувствительный резистор R8 для определения значения тока
, протекающего в батарее или из нее.Светодиодный выход
показывает, заряжается или разряжается аккумулятор, а аналоговый выход
отображает заряд аккумулятора или ток разряда. Схема
также может быть изменена для отображения различных диапазонов зарядного тока, чтобы обслуживать
для ячеек большей емкости. IC1a и IC1b вместе с T1 и T2 образуют
два источника тока, которые создают напряжение на R5. Напряжение
на R5 пропорционально току через резисторы R8 и R1
(для IC1a) или R8-R3 (для IC1b).

Circuit

Принципиальная схема

Источник тока, образованный IC1a и T1, активен, когда батареи
разряжаются, а IC1b и T2 активны, когда батареи
заряжаются. В каждом случае неактивный операционный усилитель будет иметь 0 В на выходе
, и соответствующий транзистор будет отключен. IC1d
усиливает напряжение на R5, которое пропорционально току считывания
. Значения компонентов, приведенные на диаграмме, дают коэффициент усиления
или 10.Ток считывания 0,1 А даст
выходное напряжение +1 В. Напряжение питания схемы составляет +5 В, поэтому
будет максимальным значением, которого может достичь выход. Это
соответствует максимальному току заряда / разряда 0,5 А. Для отображения
токов от 0 до 5,0 А резистор R7 можно не устанавливать, чтобы получить IC1d коэффициент усиления по напряжению
, равный 1.

Более высокие токи можно отобразить, используя меньшее значение резистора считывания R8. На Vout можно использовать DVM
или аналоговый измеритель для отображения тока заряда / разряда
.Источники постоянного тока
могут правильно работать только в том случае, если напряжение питания в цепи регулятора напряжения (UBatt., Например,
6 В или 12 В) превышает рабочее напряжение операционных усилителей (+5 В).
Напряжение питания LT1639 может находиться в диапазоне от +3 В до + 44 В.
, а на входах
операционного усилителя допустимы напряжения до 40 В выше напряжения питания. IC1c управляет выходом заряда / разряда светодиода
. Входы этого операционного усилителя подключены к выходам операционных усилителей тока
, и его выход становится высоким, когда батарея заряжается
, и низким, когда она разряжается.

Эта схема показывает
оставшегося срока службы батареи, изменяя рабочий цикл и частоту мигания
светодиода по мере уменьшения напряжения батареи. Фактически, схема
фактически указывает пять состояний батареи: (1) постоянное свечение
означает, что батарея исправна; (2) мигание
с частотой 2 Гц (ненадолго выключено) указывает на то, что аккумулятор начинает показывать возраст
; (3) вспышка с частотой 50% рабочего цикла 5 Гц является предупреждением о том, что у вас должна быть под рукой запасная батарея
; (4) кратковременное мигание с частотой 2 Гц означает
последнего вздоха батареи; и (5) когда светодиодный индикатор
постоянно не горит, пора заменить батарею.IC1 подключен как
, генератор / компаратор, с номинальным фиксированным опорным напряжением
около 1,5 В на его контакте 2 (инвертирующем) входе (на самом деле оно варьируется от
около 1,7 В до 1,4 В в зависимости от гистерезиса, обеспечиваемого через R6). .

Ки

.Схема зарядного устройства для сотового телефона на солнечных батареях

Электронные устройства, такие как мобильные телефоны и IPod, значительно упростили нашу жизнь. Но все они страдают одним общим недостатком — зарядкой через регулярные промежутки времени. Это становится проблемой, когда мы путешествуем или в месте, где нет электричества. Также использование возобновляемых источников энергии считается топливом следующего поколения для удовлетворения всех наших потребностей в электроэнергии.

Итак, в этом проекте давайте узнаем, насколько легко сделать наше собственное солнечное зарядное устройство для сотового телефона , а также как оно работает.

Необходимые материалы:

  1. Солнечная панель 5.5V 245mA (3 шт.)
  2. Модуль повышающего преобразователя 5 В
  3. Переключатель
  4. Малярные ленты
  5. Провода
  6. Комплект для пайки

5V Boost converter module

Рабочее пояснение:

Основной принцип этого проекта — преобразовать солнечную энергию в электрическую . Для этого нам просто нужна солнечная панель, но есть много типов и номиналов солнечных панелей на выбор.Монокристаллический, поликристаллический и аморфный — это три типа солнечных панелей, в которых мы будем использовать монокристаллический, поскольку он обычно доступен и дешевле, чем два других.

Чтобы определить номинальное напряжение и номинальный ток наших панелей, мы должны учесть напряжение и ток, которые будут потребляться нагрузкой. В нашем случае нагрузка — это мобильный телефон, и для его максимальной эффективности требуется около 5 В и 1 А. Поскольку обеспечение 1 А и 5 В с использованием солнечной панели сделало бы проект более громоздким и дорогим, мы решили разработать систему с КПД более 70%.Таким образом, мы выбрали солнечные панели 5.5V 245mA . Мы будем использовать три из этих панелей, которые будут подключены параллельно, поскольку все мы знаем, что подключение их параллельно будет поддерживать постоянное напряжение и суммирует номинальный ток. Следовательно, окончательные номинальные значения напряжения и тока всех трех модулей будут 5,5 В и 735 мА (245 + 245 + 245). Рейтинг для одиночной панели приведен в таблице ниже

.

Детали солнечной панели

Тип

Монокристаллический

Выходное напряжение

5.5В

Выходной ток

245 мА

Номинальная мощность

1,2 Вт

Размеры (Д * В * В)

130 мм * 64 мм * 2,5 мм

Как мы все знаем, выходное напряжение и ток, подаваемый с панели, напрямую зависят от солнечного излучения, падающего на панель.Это дает понять, что наша панель не будет постоянно обеспечивать 5,5 В и 735 мА. Поэтому нам нужно что-то, что могло бы постоянно повышать и регулировать напряжение до 5 В, независимо от излучения. Именно здесь мы будем судиться с преобразователем напряжения 5 В, от которого мы напрямую питаем наш телефон. Подробная информация о бустерном модуле приведена ниже:

Подробная информация о бустере DC-DC

Тип

Повышающий преобразователь

Выходное напряжение

5.1-5,2 В

Рабочее входное напряжение

2,7–5 В

Выходной ток

1,5 А (максимум)

КПД

96%

Регулирование нагрузки

1%

Здесь мы также можем использовать Solar Tracker Circuit, чтобы солнечный свет падал на панели в течение всего дня.

Принципиальная схема:

Принципиальная схема солнечного зарядного устройства для сотового телефона приведена ниже:

DIY solar mobile phone charger circuit diagram

Как показано на приведенной выше схеме подключения, просто припаяйте солнечные панели параллельно и подключите их к модулю повышающего преобразователя через переключатель. Теперь просто используйте любой кабель питания и подключите его к разъему USB модуля, а другой конец — к мобильному телефону. При правильном излучении телефон начинает заряжаться.

Тестирование солнечного зарядного устройства для сотового телефона:

Производительность зарядного устройства зависит от силы тока, который оно может обеспечить для зарядки телефона.Это поможет нам зарядить телефон как можно скорее. Чтобы узнать это, мы использовали приложение для Android под названием «Ampere» (загружено из Play Store). Это приложение сообщит нам, сколько тока потребляет аккумулятор для зарядки. Сначала мы подключили телефон к обычному зарядному устройству (сеть переменного тока) и обнаружили, что моему телефону (Asus Zenfone) требуется около 1000 мА для зарядки, как показано на снимке экрана ниже.

Current while Charging phone from AC outlet

Позже я подключил телефон к нашему солнечному зарядному устройству и измерил ток, который составил около 700 мА, что довольно близко к фактическому току зарядки.Это поможет вам быстро зарядить телефон даже при зарядке от солнечной энергии.

Current while Charging phone from solar mobile charger

Charging phone from solar mobile charger

Полная работа показана на видео ниже . Надеюсь, вам понравился проект, и вы планируете создать свой собственный. Если у вас есть сомнения, разместите их в разделе комментариев ниже. Также проверьте нашу предыдущую схему зарядного устройства для сотового телефона.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *