Зарядное устройство для автомобильного АКБ. Схемы.
По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.
Нажмите на изображение чтобы увеличить
Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.
Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.
Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.
Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.
Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).
Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей
Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В
Трансформатор силовой
1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.
Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.
Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ
Пусковое устройство
Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25…40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).
Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10…14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.
Рис.1.
Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.
Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260…290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5…2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200…380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.
Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.
При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.
Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15… 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12…13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5…10 Ом.
Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок («плюс» диода соединен с крепежной гайкой).
Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.
Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 — схема, описание
Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора.
Инструкция к ЗПУ Старт УПЗУ-У3 — Скачать
1 | Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger | 9779 | 21.03.2009 | |
2 | MH-C9000 WizardOne | 360 | 7887 | 26.10.2013 |
3 | UT12B Детектор напряжения | 342 | 3573 | 26.10.2013 |
4 | Автоматическая подзарядка аккумуляторов. | 30987 | 16.06.2003 | |
5 | Автоматическая подзарядка аккумуляторов. | 17450 | 26.03.2006 | |
6 | Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора | 1451 | 16.11.2016 | |
7 | Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора | 1621 | 16.11.2016 | |
8 | Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) | 2145 | 16.11.2016 | |
9 | Автоматическое зарядное устройство | 1123 | 16.11.2016 | |
10 | Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора | 1666 | 16.11.2016 | |
11 | Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов | 1384 | 16.11.2016 | |
12 | Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 | 1250 | 16.11.2016 | |
13 | Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием | 1213 | 16.11.2016 | |
14 | Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В | 1460 | 16.11.2016 | |
15 | Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов | 54055 | 17.09.2005 | |
16 | Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. | 18311 | 17.09.2002 | |
17 | Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора | 1149 | 16.11.2016 | |
18 | Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика | 1043 | 16.11.2016 | |
19 | Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) | 1009 | 16.11.2016 | |
20 | Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением | 1027 | 16.11.2016 | |
21 | Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 | 945 | 16.11.2016 | |
22 | Блок питания 0-12В/300мА | 931 | 16.11.2016 | |
23 | Блок питания 1-29В/2А (КТ908) | 1085 | 16.11.2016 | |
24 | Блок питания 12В 6А (КТ827) | 1236 | 16.11.2016 | |
25 | Блок питания 60В 100мА | 513 | 16.11.2016 | |
26 | Блок питания Senao-568 | 1044 | 1315 | 11.07.2016 |
27 | Блок питания Senao-868 | 1116 | 1405 | 11.07.2016 |
28 | Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) | 283 | 16.11.2016 | |
29 | Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем | 212 | 16.11.2016 | |
30 | Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) | 281 | 16.11.2016 | |
31 | Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» | 226 | 16.11.2016 | |
32 | Блок питания для телевизора 250В | 435 | 16.11.2016 | |
33 | Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А | 247 | 16.11.2016 | |
34 | Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе | 254 | 16.11.2016 | |
35 | Блок питания с гасящим конденсатором | 246 | 16.11.2016 | |
36 | Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) | 290 | 16.11.2016 | |
37 | Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A | 224 | 16.11.2016 | |
38 | Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) | 188 | 16.11.2016 | |
39 | ВСА-5К, ВСА-111К | 256 | 18971 | 14.03.2010 |
40 | Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других | 336 | 16.11.2016 | |
41 | Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) | 189 | 16.11.2016 | |
42 | Выпрямитель с малым уровнем пульсаций | 264 | 16.11.2016 | |
43 | Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) | 439 | 16.11.2016 | |
44 | Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов | 389 | 16.11.2016 | |
45 | Высокоэффективное зарядное устройство для батарей | 21569 | 22.11.2004 | |
46 | Два бестрансформаторных блока питания | 249 | 16.11.2016 | |
47 | Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) | 214 | 16.11.2016 | |
48 | Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) | 273 | 16.11.2016 | |
49 | Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей | 46936 | 03.02.2003 | |
50 | Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02» | 674 | 18723 | 14.08.2009 |
51 | Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 | 180 | 1197 | 11.03.2017 |
52 | Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В | 628 | 16.11.2016 | |
53 | Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач | 432 | 16.11.2016 | |
54 | Зарядное устройство | 9 | 18624 | 12.07.2007 |
55 | Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов | 335 | 16.11.2016 | |
56 | Зарядное устройство «КЕДР-АВТО» | 7 | 21221 | 05.10.2009 |
57 | Зарядное устройство HAMA TA03C | 3973 | 443 | 07.10.2016 |
58 | Зарядное устройство \»Квант\» | 41 | 13033 | 22.10.2008 |
59 | Зарядное устройство \»Рассвет-2\» | 118187 | 23.12.2009 | |
60 | Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора | 30425 | 21.04.2006 | |
61 | Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора | 405 | 16.11.2016 | |
62 | Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА | 235 | 16.11.2016 | |
63 | Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) | 264 | 16.11.2016 | |
64 | Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов | 39646 | 04.05.2009 | |
65 | Зарядное устройство для фонарей ФОС-1 | 45 | 10161 | 03.12.2006 |
66 | Зарядное устройство до 5 А. | 31 | 13728 | 10.02.2009 |
67 | Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) | 272 | 16.11.2016 | |
68 | Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов | 196 | 16.11.2016 | |
69 | Зарядное устройство с температурной компенсацией | 259 | 16.11.2016 | |
70 | Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T. | 466 | 1844 | 14.07.2016 |
71 | Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора | 14034 | 15.10.2002 | |
72 | Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора | 304 | 16.11.2016 | |
73 | Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах | 379 | 16.11.2016 | |
74 | Импульсные источники питания, теория и простые схемы | 470 | 16.11.2016 | |
75 | Импульсный блок питания 5В 0,2А | 329 | 16.11.2016 | |
76 | Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) | 170 | 16.11.2016 | |
77 | Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) | 315 | 16.11.2016 | |
78 | Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт | 325 | 16.11.2016 | |
79 | Импульсный источник питания (5В 6А) | 188 | 16.11.2016 | |
80 | Импульсный источник питания на 40 Вт | 235 | 16.11.2016 | |
81 | Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) | 157 | 16.11.2016 | |
82 | Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) | 237 | 16.11.2016 | |
83 | Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) | 209 | 16.11.2016 | |
84 | Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) | 235 | 16.11.2016 | |
85 | Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В | 188 | 16.11.2016 | |
86 | Индикатор ёмкости батарей | 265 | 16.11.2016 | |
87 | Интеллектуальное зарядное устройство | 1494 | 9491 | 22.09.2008 |
88 | Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент) | 1321 | 818 | 11.07.2016 |
89 | Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А | 300 | 16.11.2016 | |
90 | Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера | 198 | 16.11.2016 | |
91 | Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В | 190 | 16.11.2016 | |
92 | Источник питания для измерительного прибора на микросхемах | 193 | 16.11.2016 | |
93 | Источник питания для измерительных приборов | 216 | 16.11.2016 | |
94 | Источник питания для компьютера | 247 | 16.11.2016 | |
95 | Источник питания для логических микросхем (5В) | 206 | 16.11.2016 | |
96 | Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров | 196 | 16.11.2016 | |
97 | Источник питания для часов на БИС | 198 | 16.11.2016 | |
98 | Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) | 333 | 16.11.2016 | |
99 | Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) | 334 | 16.11.2016 | |
100 | Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт | 264 | 16.11.2016 | |
101 | Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В | 221 | 16.11.2016 | |
102 | Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) | 206 | 16.11.2016 | |
103 | Источники питания для варикапа | 218 | 16.11.2016 | |
104 | Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД | 269 | 16.11.2016 | |
105 | Кедр-М | 78 | 15107 | 18.11.2007 |
106 | Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А | 259 | 16.11.2016 | |
107 | Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) | 294 | 16.11.2016 | |
108 | Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель | 263 | 16.11.2016 | |
109 | Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) | 282 | 16.11.2016 | |
110 | Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) | 302 | 16.11.2016 | |
111 | Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) | 253 | 16.11.2016 | |
112 | Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов | 261 | 16.11.2016 | |
113 | Маломощный источник питания (9В, 70мА) | 195 | 16.11.2016 | |
114 | Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором | 246 | 16.11.2016 | |
115 | Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) | 168 | 16.11.2016 | |
116 | Маломощный сетевой блок питания (9В) | 265 | 16.11.2016 | |
117 | Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В | 175 | 16.11.2016 | |
118 | Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В | 268 | 16.11.2016 | |
119 | Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А | 253 | 16.11.2016 | |
120 | Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) | 159 | 16.11.2016 | |
121 | Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) | 238 | 16.11.2016 | |
122 | Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) | 555 | 16.11.2016 | |
123 | Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) | 246 | 16.11.2016 | |
124 | Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) | 391 | 16.11.2016 | |
125 | Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А | 376 | 16.11.2016 | |
126 | Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В | 288 | 16.11.2016 | |
127 | Обзор схем восстановления заряда у батареек | 280 | 16.11.2016 | |
128 | Однополярный источник питания УНЧ (40В) | 190 | 16.11.2016 | |
129 | Питание будильника 1,5В от сети 220В | 263 | 16.11.2016 | |
130 | Питание микроконтролерных устройств от сети 220В | 230 | 16.11.2016 | |
131 | Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор | 176 | 16.11.2016 | |
132 | Питание микроконтроллеров от телефонной линии | 212 | 16.11.2016 | |
133 | Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети | 198 | 16.11.2016 | |
134 | Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии | 8044 | 04.10.2002 | |
135 | Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора | 202 | 16.11.2016 | |
136 | Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов | 259 | 16.11.2016 | |
137 | Прибор для измерения параметров аккумуляторов. | 9261 | 10.06.2002 | |
138 | Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В | 306 | 16.11.2016 | |
139 | Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора | 326 | 16.11.2016 | |
140 | Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа | 430 | 16.11.2016 | |
141 | Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) | 363 | 16.11.2016 | |
142 | Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) | 311 | 16.11.2016 | |
143 | Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей | 278 | 16.11.2016 | |
144 | Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов | 32460 | 27.06.2006 | |
145 | Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) | 301 | 16.11.2016 | |
146 | Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) | 191 | 16.11.2016 | |
147 | Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт | 232 | 16.11.2016 | |
148 | Простой импульсный блок питания на ИМС | 277 | 16.11.2016 | |
149 | Простой импульсный источник питания 5В 4А | 253 | 16.11.2016 | |
150 | Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором | 221 | 16.11.2016 | |
151 | Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) | 369 | 16.11.2016 | |
152 | Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного | 239 | 16.11.2016 | |
153 | Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) | 331 | 16.11.2016 | |
154 | Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) | 281 | 16.11.2016 | |
155 | Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) | 257 | 16.11.2016 | |
156 | Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) | 260 | 16.11.2016 | |
157 | Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей | 242 | 16.11.2016 | |
158 | Самодельное пусковое устройство | 130 | 1918 | 25.06.2017 |
159 | Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В | 279 | 16.11.2016 | |
160 | Сетевая «Крона» 9В/25мА | 245 | 16.11.2016 | |
161 | Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания | 266 | 16.11.2016 | |
162 | Солнечное зарядное устройство | 13235 | 1370 | 16.04.2014 |
163 | Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\» | 2461 | 28.06.2012 | |
164 | Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) | 236 | 16.11.2016 | |
165 | Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) | 251 | 16.11.2016 | |
166 | Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий | 217 | 16.11.2016 | |
167 | Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) | 243 | 16.11.2016 | |
168 | Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) | 270 | 16.11.2016 | |
169 | Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов | 543 | 16.11.2016 | |
170 | Схема блока питания и зарядного устройства для iPod | 42116 | 22.03.2012 | |
171 | Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А | 278 | 16.11.2016 | |
172 | Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В) | 228 | 16.11.2016 | |
173 | Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) | 334 | 16.11.2016 | |
174 | Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов | 414 | 16.11.2016 | |
175 | Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) | 178 | 16.11.2016 | |
176 | Схема зарядного устройства для батарей | 270 | 16.11.2016 | |
177 | Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем | 231 | 16.11.2016 | |
178 | Схема измерителя выходного сопротивления батарей | 228 | 16.11.2016 | |
179 | Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона | 246 | 16.11.2016 | |
180 | Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А | 337 | 16.11.2016 | |
181 | Схема контроллера заряда батарей | 209 | 16.11.2016 | |
182 | Схема непрерывного подзаряда батарей | 243 | 16.11.2016 | |
183 | Схема простого зарядного устройства на диодах | 235 | 16.11.2016 | |
184 | Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А | 244 | 16.11.2016 | |
185 | Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) | 392 | 16.11.2016 | |
186 | Схема универсального лабораторного источника питания | 268 | 16.11.2016 | |
187 | Схема устройства для подзаряда батарей | 126 | 16.11.2016 | |
188 | Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров | 257 | 16.11.2016 | |
189 | Схемы бестрансформаторных зарядных устройств | 249 | 16.11.2016 | |
190 | Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров | 261 | 16.11.2016 | |
191 | Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) | 301 | 16.11.2016 | |
192 | Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов | 272 | 16.11.2016 | |
193 | Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК | 265 | 16.11.2016 | |
194 | Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов | 331 | 16.11.2016 | |
195 | Таймер-индикатор разрядки батареи | 218 | 16.11.2016 | |
196 | Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е | 373 | 16.11.2016 | |
197 | Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов | 254 | 16.11.2016 | |
198 | Универсальный блок питания с несколькими напряжениями | 241 | 16.11.2016 | |
199 | Устройство автоматической подзарядки аккумулятора | 10726 | 30.10.2005 | |
200 | Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач | 365 | 16.11.2016 | |
201 | Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач | 353 | 16.11.2016 | |
202 | Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 | 247 | 16.11.2016 | |
203 | Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов | 221 | 16.11.2016 | |
204 | Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,5 | 134 | 15395 | 19.04.2006 |
205 | Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В | 343 | 16.11.2016 | |
206 | Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А | 284 | 16.11.2016 | |
207 | Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А | 233 | 16.11.2016 | |
208 | Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах | 6089 | 06.10.2002 | |
209 | Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах | 2921 | 10.06.2002 | |
210 | Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей | 371 | 16.11.2016 |
Схемы зарядных устройств | 2 Схемы
Сборник радиосхем зарядных устройств для свинцовых, никель-кадмиевых и литиевых аккумуляторов. Есть зарядки для авто на 12 В, есть для электровелосипедов и электромобилей. Все пойдут для сборки своими руками.
Потребители энергии получают определенный ток от батареи или аккумулятора. Как долго они могут работать, зависит от емкости элементов, составляющих батарею. Если нагрузка потребляет ток 1 …
Для свинцово-кислотного, гелевого или другого аккумулятора с жидким электролитом, как все знают требуется подходящее зарядное устройство. Автоматическая зарядка ограничивает зарядный ток и максимальное напряжение, которое …
Всем любителям самодельных девайсов привет. Хотел бы представить на ваш суд зарядное устройство, которое недавно сделал для своей старенькой BMW (точнее для её аккумулятора 60 …
В своей практике каждый автолюбитель часто сталкивался с необходимостью стабильного питания заряда АКБ авто. При использовании некоторых цифровых автомобильных зарядных модулей, в случае сбоя питания …
Хотим представить довольно удачный цифровой выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, сделанный некоторое время назад сразу в двух экземплярах. Предыдущий простой выпрямитель, который сделан был на …
Знакомые с автобазы маршрутных микроавтобусов попросили сделать зарядное устройство для зарядки аккумуляторов 12 В и 24 В. Поскольку пользоваться им будут абсолютно неподготовленные люди, решено …
А это ещё один зарядный аппарат для авто аккумулятора по схеме автоматического выпрямителя на 12 В / 5 А. Зарядное устройство было сделано для периодической …
Здравствуйте уважаемые радио-авто-любители, представляем интересный проект зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов на основе драйвера TL494. В эпоху доступности таких устройств и их привлекательных цен можно …
Здравствуйте все посетители сайта 2 Схемы. Представляем очередной девайс для самостоятельное сборки, которое работает как зарядное устройство гелевой батареи. Представленное ЗУ состоит из трансформатора ТС25/6 …
Данный зарядный выпрямитель к мощным аккумуляторам основан на схеме, которую за последние 30 лет повторили уже наверное тысячи раз. Сюда только добавлен простой контроллер вентилятора, …
Вот самодельный выпрямитель для небольших кислотных или гелевых необслуживаемых батарей. Устройство имеет возможность изменять выходное напряжение под АКБ 6 и 12 В. Многие из аккумуляторов, …
Это схема очень мощного самодельного пуско-зарядного устройства для авто АКБ 14,5 В на ток 500 А, представляет собой однотранзисторный прямоходовый преобразователь. Для ключа использован регенеративный …
Здесь вы сможете посмотреть схему и готовую конструкцию автоматического зарядного устройства для батареек Крона типоразмера 6F22 (на 9 В), выполненное на специализированном чипе MAX712. Зарядное …
Большой популярностью среди автолюбителей самодельщиков пользуются тиристорные автозарядки, в которых питание от мощного трансформатора поступает на АКБ через тиристор, управляемый открывающими его импульсами от генератора. …
Зима неумолимо приближается и скоро начнется сезон покупки (сборки) автомобильных зарядных устройств. Хотим представить зарядное устройство, которое изготовлено самостоятельно для собственных потребностей в зарядке двух …
Все кто имел дело с мощным зарядным устройством знает, что обратное подключение полярности аккумулятора может повредить или зарядное устройство, или сам аккумулятор. Но далеко не …
Как всегда неожиданно пришли холода и снова пришло понимание, что нужно купить для аккумулятора машины зарядный выпрямитель. Все знают, что мороз не нравится батареям, а …
Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые …
Это уже второй собранный зарядный выпрямитель, первый был очень успешным в действии и теперь понадобилось другое похожее зарядное устройство. Практически все детали были в наличии, …
После очень морозной зимы пришел к выводу, что в гараже нет приличного зарядного выпрямителя. Наличие какого-то ветхого промышленного зарядного устройства не в счёт — оно …
Обзор схем зарядных устройств
Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных
батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную
работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей
производят током, значение которого можно определить по формуле
I=0,1Q
где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная
электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.
Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по
эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное
протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в
течение длительного времени.
Классическая схема зарядного устройства для автомобильного
аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и
регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют
проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы
тока.
В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная
тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и
увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать
магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной
(сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных
сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная
схема такого устройства приведена на рис.
2.
В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется
лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе,
поэтому нагрев устройства незначителен.
Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость
обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора
раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (~ 18÷20В).
Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку
12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток
зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена
на Рис. 3.
Предусмотрена возможность автоматического выключения
устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится
кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в
ней.
Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные
комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.
Переменным резистором R4 устанавливают порог
срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при
напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью
заряженной батареи.
На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в
котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального
значения.
Изменение тока в нагрузке достигается регулированием
угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на
однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется
положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда
аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и
нагрузки предохранителями F1 и F2.
Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4),
размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:
В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора
должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и
соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое
больше мощности, потребляемой аккумулятором.
Названное обстоятельство является существенным
недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором
(тиристором).
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и
тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.
Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а
следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи
вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис.
5.
В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен
примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1
включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток
первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока
заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно
небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на
радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной
обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой
зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока
(что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К
недостатку этого зарядного устройства следует отнести
гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что
необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения
(например, использовать переменный резистор с пластмассовой
осью).
Вариант печатной платы зарядного устройства на
рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8
необходимо установить на радиаторы.
В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик
VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3
типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых
стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта
(КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа
КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с
рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.).
Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а
если радиаторы будут сильно нагреваться, в
корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для
обдува.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками
Как часто автовладельцы не могут завести четырехколесного любимца из-за отсутствия заряда в аккумуляторе? Конечно, если этот казус приключился в гараже возле зарядного агрегата или поблизости есть друг с автомобилем, готовый помочь запустить стартер, особых проблем не предвидится.
Куда хуже обстоят дела, если ни первый, ни второй вариант вы реализовать не можете, особенно от этого страдают автомобилисты, не имеющие возможности приобрести дорогостоящее зарядное заводского производства. Но и в этом случае можно найти решение, если сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.
Преимущества и недостатки самодельного устройства
Главным преимуществом самодельного зарядного устройства является его дешевизна, даже если вы не имеете всех необходимых деталей, экономия будет ощутимой. Также значительным плюсом является возможность использования ненужных приборов и устройств в качестве источника материалов для самодельного ЗУ.
К недостаткам самодельной зарядки аккумуляторов следует отнести несовершенство в эксплуатации. Увы, но модель не может самостоятельно отключаться при достижении максимального заряда, поэтому вам придется контролировать этот процесс или дополнить изобретение самодельной автоматикой, что под силу опытным радиолюбителям.
Параметры устройства
Как вам хорошо известно, вся сеть в авто питается низким напряжением 12В постоянного тока, но уровень зарядки автомобильного аккумулятора должен находиться в диапазоне от 13 до 15В. Ток заряда на выходе устройства должен составлять порядка 10% от емкости источника питания. Если ток окажется меньше, заряд все равно будет происходить, но процедура продлиться гораздо дольше. Поэтому выбор элементов для зарядного устройства должен отталкиваться от рабочих параметров конкретной модели свинцовых АКБ и сети, к которой оно будет подключаться.
Что нужно для ЗУ?
Конструктивно зарядное устройство включает в себя такие элементы:
- Главным элементом является двухобмоточный трансформатор, если у вас имеется агрегат с большим числом обмоток, можно использовать и его, но остальные катушки окажутся незадействованными. Помимо классических вполне подойдут и импульсные трансформаторы, взятые из китайской электроники.
- Так как напряжение на выходе из трансформатора получится переменным, а для подзарядки аккумулятора требуется постоянное, вам понадобится выпрямитель. В данном примере мы соберем его самостоятельно из четырех диодов, но если у вас имеется подходящая модель, можете установить ее.
- В зависимости от расстояния и величины вторичного напряжения, вам могут пригодиться соединительные провода, а для самостоятельной намотки еще и медный проводник в лаковой изоляции.
- Амперметр и вольтметр для контроля основных величин на выходе, их можно проверять и обычным мультиметром, но это потребует излишних затрат времени, поэтому куда проще установить стационарные приборы.
Рис. 1: измерение с помощью мультиметра
- Автоматика отключения может выполняться посредством реле напряжения или тока. Реагирует на заполнение емкости батареи и отключает автоматическое ЗУ. Вместе с реле можно установить автомобильную лампочку или светодиод для регистрации окончания заряда.
- Переменный резистор или переключатель для регулировки тока во вторичной цепи зарядного агрегата. Необходим, если вы собираетесь использовать зарядное устройство для аккумуляторов разного типа или если вам сложно рассчитать рабочие параметры и их придется подстраивать.
Рис. 2: Пример установки регулировочного резистора
Если вы собираетесь зарядить аккумулятор одни раз, можно использовать только первые три элемента, для постоянного использования будет удобнее иметь, хотя бы контрольные приборы. Но, прежде чем собрать все это в единую конструкцию, вам необходимо убедиться, что параметры зарядного устройства после сборки будут соответствовать вашим потребностям. Первым, что должно соответствовать, является трансформатор зарядного приспособления.
Если трансформатор не подходит
Далеко не всегда в гараже или дома вы встретите именно такой трансформатор, который будет питаться от 220В и выдавать на выходных клеммах 13 – 15В. Большинство моделей, используемых в обиходе, действительно имеют первичную катушку на 220В, но на выходе может быть любой номинал. Чтобы это исправить вам потребуется изготовить новую вторичку.
Для начала пересчитайте коэффициент трансформации по формуле: U1/U2 = N1/N2 ,
где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке соответственно;
N1 и N2 – количество витков в первичке и вторичке соответственно.
К примеру, электрическая машина используется в качестве блока питания на 42В, а вы хотите получить для зарядного устройства 14В. Следовательно, вам необходимо при 480 витках в первичке, сделать 31 виток на вторичке зарядного. Этого можно добиться как путем сокращения числа витков, удалив лишние, так и путем намотки новой. Но первый вариант не всегда подходит, так как сечение обмотки трансформатора может не выдержать силу тока с меньшим числом витков.
U1*I1 = U2*I2 ,
Где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке, I 1 и I 2 – ток, протекающий в первичке и вторичке.
Как видите, с понижением числа витков и напряжения на вторичной обмотке сила тока в ней пропорционально возрастет. Как правило, запаса по сечению не хватает, поэтому после определения силы тока под нее подбирают новый проводник из данных таблицы:
Таблица: выбор сечения, в зависимости от протекающего тока
Медный проводник | Алюминиевый проводник | ||
Сечение
жил. мм2 |
Ток, А | Сечение жил. мм2 | Ток, А |
0,5 | 11 | — | — |
0,75 | 15 | — | — |
1 | 17 | — | — |
1.5 | 19 | 2,5 | 22 |
2.5 | 27 | 4 | 28 |
4 | 38 | 6 | 36 |
6 | 46 | 10 | 50 |
10 | 70 | 16 | 60 |
16 | 80 | 25 | 85 |
Если расчетная величина тока на выходе зарядного устройства превышает нужные 10% от емкости аккумулятора, в цепь обязательно включается токоограничивающий резистор, величина которого подбирается пропорционально излишку тока.
Порядок сборки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
В зависимости от имеющихся у вас компонентов и параметров аккумулятора, сборка ЗУ будет значительно отличаться. В данном примере технология изготовления включает в себя такие этапы:
- Составьте или возьмите готовую схему зарядного устройства для кислотных аккумуляторов. В данном примере используется такой довольно простой вариант:
Рис. 3: схема зарядного устройства
- Здесь применяется трансформатор с двумя первичными и двумя вторичными обмотками, которые нужно соединить последовательно для получения нужного уровня напряжения.
Рис. 4: Трансформатор ТС — 180 — 2
Но вы должны отталкиваться от параметров вашей электрической машины. Поэтому при необходимости уберите лишние обмотки или заизолируйте их выводы (если они есть), намотайте вторичку (если существующая не дает нужный уровень напряжения в ЗУ).
Рис. 5: перемотайте обмотки
- В рассматриваемом примере для этого на первичных обмотках соединяются перемычкой выводы 1 и 1′
Рис. 6: соедините выводы 1
а на вторичной выводы 9 и 9′.
Рис. 7: соедините выводы 9
Для защиты зарядного устройства, как со стороны сети, так и со стороны свинцовой батареи нужно установить два предохранителя. В рассматриваемом примере с высокой стороны зарядного устройства применяется предохранитель на 0,5А, а в цепи зарядки свинцового аккумулятора 10А.
При наличии регулятора тока зарядного устройства, начинать зарядку следует с минимального значения на амперметре и плавно повышать его до требуемой величины. При накоплении в аккумуляторе достаточного количества заряда, амперметр будет показывать около 1А, после чего можете смело отключать зарядное от сети и использовать аккумулятор по назначению.
Рис. 14: зависимость величин от времени заряда
Видео по теме
Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из БП АТХ, схемы
Многие автолюбители отлично знают, что для продления срока службы аккумуляторной батареи требуется периодическая ее подзарядка именно от зарядного устройства, а не от генератора автомобиля.
И чем больше срок службы аккумулятора, тем чаще его нужно заряжать, чтобы восстанавливать заряд.
Без зарядных устройств не обойтись
Для выполнения данной операции, как уже отмечено, используются зарядные устройства, работающие от сети 220 В. Таких устройств на автомобильном рынке очень много, они могут обладать различными полезными дополнительными функциями.
Однако все они выполняют одну работу – преобразуют переменное напряжение 220 В в постоянное – 13,8-14,4 В.
В некоторых моделях сила тока при зарядке регулируется вручную, но есть и модели с полностью автоматической работой.
Из всех недостатков покупных зарядных устройств можно отметить высокую их стоимость, и чем «навороченней» прибор, тем цена на него выше.
А ведь у многих под рукой есть большое количество электроприборов, составные части которых вполне могут подойти для создания самодельного зарядного устройства.
Да, самодельный прибор выглядеть будет не так презентабельно, как покупной, но ведь его задача – заряжать АКБ, а не «красоваться» на полке.
Одними из важнейших условий при создании зарядного устройства – это хоть начальное знание электротехники и радиоэлектроники, а также умение держать в руках паяльник и уметь правильно им пользоваться.
Далее рассмотрим несколько схем зарядных устройств для АКБ, которые можно создать из старых электроприборов или составных частей электроники.
ЗУ из лампового телевизора
Первой будет схема, пожалуй, самая простейшая, и справиться с ней сможет практически любой автолюбитель.
Для изготовления простейшего зарядного устройства понадобиться всего лишь две составные части – трансформатор и выпрямитель.
Главное условие, которым должно соответствовать зарядное устройство – это сила тока на выходе из прибора должна составлять 10% от емкости АКБ.
То есть, зачастую на легковых авто применяется батарея на 60 Ач, исходя из этого, на выходе из прибора сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.
Если у кого-то стоит старый ненужный ламповый советский телевизор, то лучше трансформатора, чем из него не найти.
Принципиальная схема зарядного устройства из телевизора имеет такой вид.
Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформатор ТС-180. Особенностью его являлось наличие двух вторичных обмоток, по 6,4 В и силой тока 4,7 А. Первичная обмотка тоже состоит из двух частей.
Вначале потребуется выполнить последовательное подключение обмоток. Удобство работ с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение.
Для последовательного соединения вторичной обмотки нужно соединить между собой выводы 9 и 9\’.
А к выводам 10 и 10\’ – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к выводам должны иметь сечение не менее 2,5 мм. кв.
Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения нужно соединить между собой выводы 1 и 1\’. Провода с вилкой для подключения к сети нужно припаять к выводам 2 и 2\’. На этом с трансформатором работы завершены.
Далее нужно сделать диодный мост. Для этого потребуется 4 диода, способных работать с током в 10 А и выше. Для этих целей подойдут диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243.
На схеме указано, как должно производится подключение диодов – к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10\’, а также провода, которые будут идти к АКБ.
Не стоит забывать и о предохранителях. Один из них рекомендуется установить на «плюсовом» выводе с диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на ток не более 10 А. Второй предохранитель (на 0,5 А) нужно установить на выводе 2 трансформатора.
Перед началом зарядки лучше проверить работоспособность устройства и проверить его выходные параметры при помощи амперметра и вольтметра.
Иногда бывает, что сила тока несколько больше, чем требуется, поэтому некоторые в цепь установить 12-вольтовую лампу накаливания с мощностью от 21 до 60 Ватт. Эта лампа «заберет» на себя излишки силы тока.
ЗУ из микроволновой печи
Некоторые автолюбители используют трансформатор от сломанной микроволновой печи. Но этот трансформатор нужно будет переделывать, поскольку он является повышающим, а не понижающим.
Необязательно, чтобы трансформатор был исправен, поскольку в нем зачастую сгорает вторичная обмотка, которую в процессе создания устройства все равно придется удалять.
Переделка трансформатора сводится к полному удалению вторичной обмотки, и намотки новой.
В качестве новой обмотки используется изолированный провод сечением не менее 2,0 мм. кв.
При намотке нужно определиться с количеством витков. Можно сделать это экспериментально – намотать на сердечник 10 витков нового провода, после чего к его концам подсоединить вольтметр и запитать трансформатор.
По показаниям вольтметра определяется, какое напряжение на выходе обеспечивают эти 10 витков.
К примеру, замеры показали, что на выходе есть 2,0 В. Значит, 12В на выходе обеспечат 60 витков, а 13 В – 65 витков. Как вы поняли, 5 витков добавляет 1 вольт.
Схема.
Ну а далее все делается, как описано выше – изготавливается диодный мост, производится соединение всех составных элементов и проверяется работоспособность.
Стоит указать, что сборку такого зарядного устройства лучше производить качественно, затем все составные части поместить в корпус, который можно изготовить из подручных материалов. Или смонтировать на основу.
Обязательно следует пометить где «плюсовой» провод, а где — «минусовой», чтобы не «переплюсовать», и не вывести из строя прибор.
ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)
Более сложную схему имеет зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания.
Для изготовления устройства подойдут блоки мощностью не менее 200 Ватт моделей АТ или АТХ, которые управляются контроллером TL494 или КА7500. Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Не плохо себя показала модель ST-230WHF из старых ПК.
Фрагмент схемы такого зарядного устройства представлена ниже, по ней и будем работать.
Помимо блока питания также потребуется наличие потенциометра-регулятора, подстроечный резистор на 27 кОм, два резистора мощностью 5 Вт (5WR2J) и сопротивлением 0,2 Ом или один С5-16МВ.
Начальный этап работ сводится к отключению всего ненужного, которыми являются провода «-5 В», «+5 В», «-12 В» и «+12 В».
Резистор, указанный на схеме как R1 (он обеспечивает подачу напряжения +5 В на вывод 1 контроллера TL494) нужно выпаять, а на его место впаять подготовленный подстроечный резистор на 27 кОм. На верхний вывод этого резистора нужно подвести шину +12 В.
Вывод 16 контроллера следует отсоединить от общего провода, а также нужно перерезать соединения выводов 14 и 15.
В заднюю стенку корпуса блока питания нужно установить потенциометр-регулятор (на схеме – R10). Устанавливать его нужно на изоляционную пластину, чтобы он не касался корпуса блока.
Через эту стенку следует также вывести проводку для подключения к сети, а также провода для подключения АКБ.
Чтобы обеспечить удобство регулировки прибора из имеющихся двух резисторов на 5 Вт на отдельной плате нужно сделать блок резисторов, подключенных параллельно, что обеспечит на выходе 10 Вт с сопротивлением 0,1 Ом.
Далее изготовленная плата устанавливается в корпус и производится подключение всех выводов согласно схеме.
Затем следует проверить правильность соединения всех выводов и работоспособность прибора.
Финальной работой перед завершением сборки является калибровка устройства.
Для этого ручку потенциометра следует установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует установить напряжение холостого хода на уровне 13,8-14,2 В.
Если все правильно выполнить, то при начале зарядки батареи на нее будет подаваться напряжение в 12,4 В с силой тока в 5,5 А.
По мере зарядки АКБ напряжение будет возрастать до значения, установленного на подстроечном резисторе. Как только напряжения достигнет этого значения, сила тока начнет снижаться.
Если все рабочие параметры сходятся и прибор работает нормально, остается только закрыть корпус для предотвращения повреждения внутренних элементов.
Данное устройство из блока АТХ очень удобно, поскольку при достижении полного заряда батареи, автоматически перейдет в режим стабилизации напряжения. То есть перезарядка АКБ полностью исключается.
Для удобства работ можно дополнительно прибор оснастить вольтметром и амперметром.
Итог
Это только несколько видов зарядных устройств, которые можно изготовить в домашних условиях из подручных средств, хотя вариантов их значительно больше.
Особенно это касается зарядных устройств, которые изготавливаются из блоков питания компьютера.
Если у вас есть опыт в изготовлении таких устройств делитесь им в комментариях, многие буду очень признательны за это.
Самодельное зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
На фотографии представлено самодельное автоматическое зарядное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов на 12 В током величиной до 8 А, собранного в корпусе от милливольтметра В3-38.
Почему нужно заряжать аккумулятор автомобиля
зарядным устройством
АКБ в автомобиле заряжается с помощью электрического генератора. Для защиты электрооборудования и приборов от повышенного напряжения, которое вырабатывает автомобильным генератором, после него устанавливают реле-регулятор, который ограничивает напряжение в бортовой сети автомобиля до 14,1±0,2 В. Для полной же зарядки аккумулятора требуется напряжение не менее 14,5 В.
Таким образом, полностью зарядить АКБ от генератора невозможно и перед наступлением холодов необходимо подзаряжать аккумулятор от зарядного устройства.
Анализ схем зарядных устройств
Для зарядки автомобильного аккумулятора служат зарядные устройства. Его можно купить готовое, но при желании и небольшом радиолюбительском опыте можно сделать своими руками, сэкономив при этом немалые деньги.
Схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов в Интернете опубликовано много, но все они имеют недостатки.
Зарядные устройства, сделанные на транзисторах, выделяют много тепла, как правило, боятся короткого замыкания и ошибочного подключения полярности аккумулятора. Схемы на тиристорах и симисторах не обеспечивают требуемой стабильность зарядного тока и издают акустический шум, не допускают ошибок подключения аккумулятора и излучают мощные радиопомехи, которые можно уменьшить, одев на сетевой провод ферритовое кольцо.
Привлекательной выглядит схема изготовления зарядного устройства из блока питания компьютера. Структурные схемы компьютерных блоков питания одинаковые, но электрические разные, и для доработки требуется высокая радиотехническая квалификация.
Интерес у меня вызвала конденсаторная схема зарядного устройства, КПД высокий, тепла не выделяет, обеспечивает стабильный ток заряда вне зависимости от степени заряда аккумулятора и колебаний питающей сети, не боится коротких замыканий выхода. Но тоже имеет недостаток. Если в процессе заряда пропадет контакт с аккумулятором, то напряжение на конденсаторах возрастает в несколько раз, (конденсаторы и трансформатор образуют резонансный колебательный контур с частотой электросети), и они пробиваются. Надо было устранить только этот единственный недостаток, что мне и удалось сделать.
В результате получилась схема зарядного устройства без выше перечисленных недостатков. Более 16 лет заряжаю ним любые кислотные аккумуляторы на 12 В. Устройство работает безотказно.
Принципиальная схема автомобильного зарядного устройства
При кажущейся сложности, схема самодельного зарядного устройства простая и состоит всего из нескольких законченных функциональных узлов.
Если схема для повторения Вам показалась сложной, то можно собрать более простую, работающую на таком же принципе, но без функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора.
Схема ограничителя тока на балластных конденсаторах
В конденсаторном автомобильном зарядном устройстве регулировка величины и стабилизация силы тока заряда аккумулятора обеспечивается за счет включения последовательно с первичной обмоткой силового трансформатора Т1 балластных конденсаторов С4-С9. Чем больше емкость конденсатора, тем больше будет ток заряда аккумулятора.
Практически это законченный вариант зарядного устройства, можно подключить после диодного моста аккумулятор и зарядить его, но надежность такой схемы низкая. Если нарушится контакт с клеммами аккумулятора, то конденсаторы могут выйти из строя.
Емкость конденсаторов, которая зависит от величины тока и напряжения на вторичной обмотке трансформатора, можно приблизительно определить по формуле, но легче ориентироваться по данным таблицы.
Для регулировки тока, чтобы сократить количество конденсаторов, их можно подключать параллельно группами. У меня переключение осуществляется с помощью двух галетного переключателя, но можно поставить несколько тумблеров.
Схема защиты
от ошибочного подключения полюсов аккумулятора
Схема защиты от переполюсовки зарядного устройства при неправильном подключении аккумулятора к выводам выполнена на реле Р3. Если аккумулятор подключен неправильно, диод VD13 не пропускает ток, реле обесточено, контакты реле К3.1 разомкнуты и ток не поступает на клеммы аккумулятора. При правильном подключении реле срабатывает, контакты К3.1 замыкаются, и аккумулятор подключается к схеме зарядки. Такую схему защиты от переполюсовки можно использовать с любым зарядным устройством, как транзисторным, так и тиристорным. Ее достаточно включить в разрыв проводов, с помощью которых аккумулятор подключается к зарядному устройству.
Схема измерения тока и напряжения зарядки аккумулятора
Благодаря наличию переключателя S3 на схеме выше, при зарядке аккумулятора есть возможность контролировать не только величину
Цепи аккумулятора и зарядного устройства
— электрические схемы
Схема, описанная здесь
, в высшей степени подходит для определения емкости аккумулятора. Для этого мы используем дешевые электрические часы
. При подключении резистора к клеммам батареи
батарея разряжается несколько быстрее, чем при использовании только часов
. Если мы выберем резистор номиналом 5,6R, ток разряда
составит 1,2 В / 5,6 R = 214 мА. Если мы умножим это
на количество часов, в течение которых часы работали после того, как батарея была подключена
, то мы узнаем (приблизительно) емкость батареи.
При разрядке никель-кадмиевой батареи необходимо убедиться, что мы извлекаем батарею
в момент, когда часы останавливаются. Никель-кадмиевые батареи
не очень хорошо переносят слишком глубокий разряд. Поэтому мы рекомендуем так или иначе следить за напряжением
, например, подключив мультиметр
параллельно резистору.
Принципиальная схема сверхпростого тестера емкости аккумулятора
Автор: Дж.Van der Sterre
Авторские права: Elektor Electronics
Операционный усилитель
типа Over-the-Top идеально подходит для использования в качестве датчика тока для зарядных устройств батареи
. Описанная здесь конструкция может использоваться с зарядными устройствами
для аккумуляторных батарей (свинцово-кислотных, никель-кадмиевых и т. Д.). Рабочее питание 5 В
для схемы происходит от заряженной батареи.
Схема использует чувствительный резистор R8 для определения значения тока
, протекающего в батарее или из нее.Светодиодный выход
показывает, заряжается или разряжается аккумулятор, а аналоговый выход
отображает заряд аккумулятора или ток разряда. Схема
также может быть изменена для отображения различных диапазонов зарядного тока, чтобы обслуживать
для ячеек большей емкости. IC1a и IC1b вместе с T1 и T2 образуют
два источника тока, которые создают напряжение на R5. Напряжение
на R5 пропорционально току через резисторы R8 и R1
(для IC1a) или R8-R3 (для IC1b).
Принципиальная схема
Источник тока, образованный IC1a и T1, активен, когда батареи
разряжаются, а IC1b и T2 активны, когда батареи
заряжаются. В каждом случае неактивный операционный усилитель будет иметь 0 В на выходе
, и соответствующий транзистор будет отключен. IC1d
усиливает напряжение на R5, которое пропорционально току считывания
. Значения компонентов, приведенные на диаграмме, дают коэффициент усиления
или 10.Ток считывания 0,1 А даст
выходное напряжение +1 В. Напряжение питания схемы составляет +5 В, поэтому
будет максимальным значением, которого может достичь выход. Это
соответствует максимальному току заряда / разряда 0,5 А. Для отображения
токов от 0 до 5,0 А резистор R7 можно не устанавливать, чтобы получить IC1d коэффициент усиления по напряжению
, равный 1.
Более высокие токи можно отобразить, используя меньшее значение резистора считывания R8. На Vout можно использовать DVM
или аналоговый измеритель для отображения тока заряда / разряда
.Источники постоянного тока
могут правильно работать только в том случае, если напряжение питания в цепи регулятора напряжения (UBatt., Например,
6 В или 12 В) превышает рабочее напряжение операционных усилителей (+5 В).
Напряжение питания LT1639 может находиться в диапазоне от +3 В до + 44 В.
, а на входах
операционного усилителя допустимы напряжения до 40 В выше напряжения питания. IC1c управляет выходом заряда / разряда светодиода
. Входы этого операционного усилителя подключены к выходам операционных усилителей тока
, и его выход становится высоким, когда батарея заряжается
, и низким, когда она разряжается.
Эта схема показывает
оставшегося срока службы батареи, изменяя рабочий цикл и частоту мигания
светодиода по мере уменьшения напряжения батареи. Фактически, схема
фактически указывает пять состояний батареи: (1) постоянное свечение
означает, что батарея исправна; (2) мигание
с частотой 2 Гц (ненадолго выключено) указывает на то, что аккумулятор начинает показывать возраст
; (3) вспышка с частотой 50% рабочего цикла 5 Гц является предупреждением о том, что у вас должна быть под рукой запасная батарея
; (4) кратковременное мигание с частотой 2 Гц означает
последнего вздоха батареи; и (5) когда светодиодный индикатор
постоянно не горит, пора заменить батарею.IC1 подключен как
, генератор / компаратор, с номинальным фиксированным опорным напряжением
около 1,5 В на его контакте 2 (инвертирующем) входе (на самом деле оно варьируется от
около 1,7 В до 1,4 В в зависимости от гистерезиса, обеспечиваемого через R6). .
Ки
.Схема зарядного устройства для сотового телефона на солнечных батареях
Электронные устройства, такие как мобильные телефоны и IPod, значительно упростили нашу жизнь. Но все они страдают одним общим недостатком — зарядкой через регулярные промежутки времени. Это становится проблемой, когда мы путешествуем или в месте, где нет электричества. Также использование возобновляемых источников энергии считается топливом следующего поколения для удовлетворения всех наших потребностей в электроэнергии.
Итак, в этом проекте давайте узнаем, насколько легко сделать наше собственное солнечное зарядное устройство для сотового телефона , а также как оно работает.
Необходимые материалы:
- Солнечная панель 5.5V 245mA (3 шт.)
- Модуль повышающего преобразователя 5 В
- Переключатель
- Малярные ленты
- Провода
- Комплект для пайки
Рабочее пояснение:
Основной принцип этого проекта — преобразовать солнечную энергию в электрическую . Для этого нам просто нужна солнечная панель, но есть много типов и номиналов солнечных панелей на выбор.Монокристаллический, поликристаллический и аморфный — это три типа солнечных панелей, в которых мы будем использовать монокристаллический, поскольку он обычно доступен и дешевле, чем два других.
Чтобы определить номинальное напряжение и номинальный ток наших панелей, мы должны учесть напряжение и ток, которые будут потребляться нагрузкой. В нашем случае нагрузка — это мобильный телефон, и для его максимальной эффективности требуется около 5 В и 1 А. Поскольку обеспечение 1 А и 5 В с использованием солнечной панели сделало бы проект более громоздким и дорогим, мы решили разработать систему с КПД более 70%.Таким образом, мы выбрали солнечные панели 5.5V 245mA . Мы будем использовать три из этих панелей, которые будут подключены параллельно, поскольку все мы знаем, что подключение их параллельно будет поддерживать постоянное напряжение и суммирует номинальный ток. Следовательно, окончательные номинальные значения напряжения и тока всех трех модулей будут 5,5 В и 735 мА (245 + 245 + 245). Рейтинг для одиночной панели приведен в таблице ниже
.
Детали солнечной панели |
|
Тип |
Монокристаллический |
Выходное напряжение |
5.5В |
Выходной ток |
245 мА |
Номинальная мощность |
1,2 Вт |
Размеры (Д * В * В) |
130 мм * 64 мм * 2,5 мм |
Как мы все знаем, выходное напряжение и ток, подаваемый с панели, напрямую зависят от солнечного излучения, падающего на панель.Это дает понять, что наша панель не будет постоянно обеспечивать 5,5 В и 735 мА. Поэтому нам нужно что-то, что могло бы постоянно повышать и регулировать напряжение до 5 В, независимо от излучения. Именно здесь мы будем судиться с преобразователем напряжения 5 В, от которого мы напрямую питаем наш телефон. Подробная информация о бустерном модуле приведена ниже:
Подробная информация о бустере DC-DC |
|
Тип |
Повышающий преобразователь |
Выходное напряжение |
5.1-5,2 В |
Рабочее входное напряжение |
2,7–5 В |
Выходной ток |
1,5 А (максимум) |
КПД |
96% |
Регулирование нагрузки |
1% |
Здесь мы также можем использовать Solar Tracker Circuit, чтобы солнечный свет падал на панели в течение всего дня.
Принципиальная схема:
Принципиальная схема солнечного зарядного устройства для сотового телефона приведена ниже:
Как показано на приведенной выше схеме подключения, просто припаяйте солнечные панели параллельно и подключите их к модулю повышающего преобразователя через переключатель. Теперь просто используйте любой кабель питания и подключите его к разъему USB модуля, а другой конец — к мобильному телефону. При правильном излучении телефон начинает заряжаться.
Тестирование солнечного зарядного устройства для сотового телефона:
Производительность зарядного устройства зависит от силы тока, который оно может обеспечить для зарядки телефона.Это поможет нам зарядить телефон как можно скорее. Чтобы узнать это, мы использовали приложение для Android под названием «Ampere» (загружено из Play Store). Это приложение сообщит нам, сколько тока потребляет аккумулятор для зарядки. Сначала мы подключили телефон к обычному зарядному устройству (сеть переменного тока) и обнаружили, что моему телефону (Asus Zenfone) требуется около 1000 мА для зарядки, как показано на снимке экрана ниже.
Позже я подключил телефон к нашему солнечному зарядному устройству и измерил ток, который составил около 700 мА, что довольно близко к фактическому току зарядки.Это поможет вам быстро зарядить телефон даже при зарядке от солнечной энергии.
Полная работа показана на видео ниже . Надеюсь, вам понравился проект, и вы планируете создать свой собственный. Если у вас есть сомнения, разместите их в разделе комментариев ниже. Также проверьте нашу предыдущую схему зарядного устройства для сотового телефона.
.