Естественное и искусственное освещение санпин: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Содержание

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл. ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской област

Нормы освещенности школ и учебных классов по СНиП и СанПиН


Следует уделять особое внимание при выборе светильников в детских образовательных и дошкольных учреждениях. При этом следует соблюдать нормы освещенности не только в учебных классах и кабинетах школ, групповых и игровых помещениях, но также и на лестничных клетках, в коридорах, на уличной территории.


Не зря на освещение в детских учреждениях (школах, детских садах) устанавливаются строгие нормы, ведь недостаточный уровень освещенности ведет к ухудшению зрения у детей, быстрой утомляемости, появлению раздражительности, беспокойному сну, а также повышает риск травматизма из-за недостаточной видимости.


Естественное освещение наиболее оптимально для детского зрения, однако в зимний период при сокращении светового дня, в вечерние часы, а также в пасмурную погоду искусственное освещение незаменимо.


Ниже приведены некоторые нормы освещенности для учебных классов, кабинетов школ, а также групповых и игровых комнат в детских садах.

Нормы освещения образовательных учреждений: школ, учебных классов, кабинетов, спортивных залов

















Освещаемые объекты


Освещенность рабочих поверхностей, лк


1


Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, среднеспециальных и профессионально-технических учреждений


500


2


Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений


400


3


Кабинеты информатики и вычислительной техники


400


4


Кабинеты технического черчения и рисования


500


5


Лаборантские при учебных кабинетах


400


6


Мастерские по обработке металлов и древесины


300


7


Кабинеты обслуживающих видов труда


400


8


Спортивные залы


200


9


Крытые бассейны


150


10


Актовые залы, киноаудитории


200


11


Эстрады актовых залов


300


12


Кабинеты и комнаты преподавателей


300


13


Рекреации


150

Нормы освещения в детских дошкольных учреждениях (детских садах)











Освещаемые объекты


Освещенность рабочих поверхностей, лк


1


Приемные


200


2


Раздевальные


300


3


Групповые, игральные


400


4


Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые


400


5


Спальные


100


6


Изоляторы, комнаты для заболевших детей


200


7


Медицинский кабинет


300


При выборе светильников для детских учреждений следует учесть несколько моментов:

  • Светильники должны соответствовать установленным требованиям ГОСТ
  • Светильники должны обеспечивать достаточный уровень освещенности согласно требованиям СНиП и СанПиН
  • Рекомендуется использовать светильники с высоким индексом цветопередачи Ra не менее 80
  • Допускается цвет свечения: белый, тепло-белый, естественно белый
  • Нельзя использовать в одном помещении осветительные приборы с различными источниками света


Всем этим заявленным требованиям отвечают светодиодные светильники серии Эконом Офис производства «ПКФ «Транском». Они отличаются высокой светоотдачей, низким уровнем энергопотребления и длительным сроком службы.

Остальные нормы:

Освещение школьных классов и учебных аудиторий / Хабр

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02

Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.

1. Требования к световой среде

Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.

1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий

1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам

2. Параметры световой среды: описание и способы определения

Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.

2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.

Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности.

Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску.

В вузах отдельного требования к освещенности доски нет.

Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.

Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux

Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2].

Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6:

.
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %.

Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам.

Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).

Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].

Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.

2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].

Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К

CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra.

Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80. Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г.

Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии.

Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.

2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по наруш

Требования к освещению в школе

Содержание:

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 4

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

  • для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
  • для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
  • для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
  • для дверей, оконных рам — белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
  • очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 6

Очень вольное переложение СанПиНа и СНиПа, которое может ввести в заблуждение, а местами привести к грубым ошибкам: высота правостороннего подсвета в кабинетах более 6 м в глубину — 2,2м от пола, а не от потолка. В статье нет ни слова о продолжительности инсоляции в кабинетах, нет перечня кабинетов, в которых инсоляция не нормируется, ведь ориентация кабинетов еще не гарант инсоляции

2015-03-25, Алина Чебоксары


Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.

Требования к освещению помещений — Про-Инфо

Вопрос:

Разъяснить, какими нормативами пользоваться при назначении параметров освещенности:

Для производственных зданий ГОСТ Р 55710-2013 или СП 52. 13330.2011 «Естественное и искусственное освещение»?

Для общественных зданий ГОСТ Р 55710-2013 или СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» или СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03?

Ответ:

С учетом предмета экспертизы проектной документации (часть 5 статьи 49 ГрК РФ) проектная документация должна соответствовать как требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», так и санитарно-эпидемиологическим требованиям (в т.ч. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).

В целях указанного технического регламента подлежат обязательному применению части СП 52.13330.2011, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521. В частности, подлежат обязательному применению нормативные показатели освещения основных помещений общественных, жилых, вспомогательных зданий, установленные приложением К СП 52.13330.2011.

В случае коллизии между требованиями СП 52.13330.2011 и СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1278-03 в части нормирования параметров освещенности общественных зданий подлежат применению наиболее жесткие требования.

Обоснование:

В соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ч.1 статьи 16.1) и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ч.2 статьи 5) в целях указанного технического регламента подлежат применению документы по стандартизации, включенные в следующие перечни:

— «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Перечень обязательного применения), утвержденный постановлением Правительства РФ от 26. 12.2014 N 1521 (в ред. от 07.12.2016)1;


1. В Перечень обязательного применения включен СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.2), 4 — 6, 7 (пункты 7.1 — 7.35, 7.37, 7.38, 7.40, 7.45 — 7.86, 7.101 — 7.122), приложение К (пункт 37).

— «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Перечень добровольного применения), утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (в ред. от 10.05.2017)2.


2. СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» с 07.05.2017 включен в действующую редакцию Перечня добровольного применения (пункт 198).

По общему правилу части 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень обязательного применения, являются обязательными для применения.

Документы в области стандартизации, включенные в Перечень добровольного применения, подлежат обязательному применению в случае принятия застройщиком и (или) техническим заказчиком решения о применении таких документов (см. пункт 7.1 «Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», утвержденных приказом Минстроя России от 09.12.2015 N 887/пр). При этом, естественно, правила документов, включенных в Перечень добровольного применения, могут применяться лишь в части, не противоречащей требованиям документов из Перечня обязательного применения.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ГОСТ Р 55710-2013 «Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений» не включен в указанные Перечни (в т. н. доказательную базу технического регламента) и в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (статьи 2 (п.п.1 и 5), 4 (п.1) и 14 (п.1)) подлежит добровольному применению. В случае включения ГОСТ Р 55710-2013 в задание на проектирование положения последнего могут применяться в части, не противоречащей обязательным требованиям СП 52.13330.2011 и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (разделу X).

Груша Г.А.,
эксперт Линии профессиональной поддержки

Искусственное освещение и поведение детенышей морских черепах

Перейти к основному содержанию

  • Купить и применить

    • Рыбалка и охота

      • Как заказать
      • Нужна ли мне лицензия?
      • Ограниченный вход / охота по квоте
    • Общественное землепользование
    • Доступность Жилье
    • Коммерческие лицензии

      • Коммерческая соленая вода
      • Коммерческие пресноводные
      • CLS онлайн-вход
    • Чартерные лицензии
    • Лицензии на пристань для судов

ICAART 2021 — Конференция

ICAART 2021 будет проводиться совместно с ICORES 2021 и ICPRAM 2021 .
Регистрация в ICAART дает свободный доступ к конференциям ICORES и ICPRAM (в качестве не выступающего).

Последний срок подачи заявок:

26 ноября 2020 г.

Представление документов на специальную сессию:

26 ноября 2020 г.

Подача докторантского консорциума:

9 декабря 2020 г.

Подача аннотаций:

9 декабря 2020 г.

(дополнительную информацию см. В разделе «Важные даты»)

Цель Международной конференции по агентам и искусственному интеллекту — собрать вместе исследователей, инженеров и практиков, интересующихся теорией и приложениями в области агентов и искусственного интеллекта. Будут проведены одновременно два связанных трека, охватывающих как приложения, так и текущую исследовательскую работу. Один трек посвящен агентам, мультиагентным системам и программным платформам, распределенному решению проблем и распределенному ИИ в целом. Другой курс посвящен в основном искусственному интеллекту, представлению знаний, планированию, обучению, планированию, системам ИИ, реагирующим на восприятие, и эволюционным вычислениям, а также другим темам, связанным с интеллектуальными системами и вычислительным интеллектом.

Яап ван ден Херик, Лейденский университет, Нидерланды

Ана Паула Роча, LIACC / FEUP, Университет Порту, Португалия
Люк Стилс, ICREA, Институт эволюционной биологии (UPF-CSIC) Барселона, Испания

Герхард Видмер , Институт вычислительного восприятия Университета Иоганна Кеплера (JKU), Линц и LIT | Лаборатория искусственного интеллекта, Технологический институт Линца, Австрия
Barbara Mazzolai , Istituto Italiano di Tecnologia, Италия
Guy Van den Broeck , UCLA, США
Fosca Giannotti , ISTI-CNR, Италия

Фреймворк функциональной теории для нейронных сетей, который включает обучающие данные с введением в TensorFlow 2. 0 и Керас
Инструктор: Умберто Микелуччи

Планируется опубликовать краткий список исправленных и
расширенных версий представленных статей с Springer
в книге серии LNAI.

Световое загрязнение | Национальное географическое общество

Наибольшее загрязнение окружающей среды на Земле происходит от людей и их изобретений.Возьмем, к примеру, автомобиль или этот чудесный материал, сделанный руками человека, пластик. Сегодня автомобильные выбросы являются основным источником загрязнения воздуха, способствующим изменению климата, а пластик наполняет наш океан, создавая значительную опасность для здоровья морских животных.

А как насчет электрической лампочки, считающейся одним из величайших изобретений человечества всех времен? Электрический свет может быть прекрасной вещью, направляя нас домой, когда садится солнце, обеспечивая безопасность и делая наши дома уютными и яркими. Однако, как выбросы углекислого газа и пластик, слишком много хорошего начало негативно влиять на окружающую среду. Световое загрязнение, чрезмерное или ненадлежащее использование искусственного освещения на открытом воздухе, влияет на здоровье человека, поведение дикой природы и нашу способность наблюдать звезды и другие небесные объекты.

Это земное небо светится

Световое загрязнение — глобальная проблема. Это стало совершенно очевидно, когда в 2016 году был опубликован Всемирный атлас яркости ночного неба, компьютерная карта, созданная на основе тысяч спутниковых снимков.Доступный для просмотра онлайн атлас показывает, как и где наш земной шар освещается ночью. Огромные области Северной Америки, Европы, Ближнего Востока и Азии светятся светом, в то время как только самые отдаленные регионы на Земле (Сибирь, Сахара и Амазонка) находятся в полной темноте. Одними из самых загрязненных светом стран в мире являются Сингапур, Катар и Кувейт.

Небесное свечение — это осветление ночного неба, в основном над городскими районами, благодаря электрическому освещению автомобилей, уличных фонарей, офисов, фабрик, наружной рекламы и зданий, превращая ночь в день для людей, которые работают и играют после захода солнца.

Люди, живущие в городах с высоким уровнем свечения неба, с трудом видят ночью больше, чем горстку звезд. Астрономов особенно беспокоит загрязнение неба свечением, так как оно снижает их способность видеть небесные объекты.

Более 80 процентов населения мира и 99 процентов американцев и европейцев живут под сиянием неба. Звучит красиво, но свечение неба, вызванное антропогенной деятельностью, является одной из наиболее распространенных форм светового загрязнения.

Пора вставать?

Искусственный свет может нарушить естественные ритмы тела как людей, так и животных. Ночной свет прерывает сон и сбивает с толку циркадный ритм — внутренние круглосуточные часы, которые определяют дневную и ночную деятельность и влияют на физиологические процессы почти во всех живых организмах. Один из этих процессов — выработка гормона мелатонина, который высвобождается в темноте и подавляется, когда присутствует свет.Повышенное количество света ночью снижает выработку мелатонина, что приводит к недосыпанию, усталости, головным болям, стрессу, тревоге и другим проблемам со здоровьем. Недавние исследования также показывают связь между снижением уровня мелатонина и раком. Фактически, новые научные открытия о влиянии искусственного света на здоровье убедили Американскую медицинскую ассоциацию (AMA) поддержать усилия по контролю светового загрязнения и провести исследования потенциальных рисков воздействия света в ночное время.В частности, было показано, что синий свет снижает уровень мелатонина у людей. Синий свет используется в сотовых телефонах и других компьютерных устройствах, а также в светодиодах (светодиодах), которые стали популярными в домашнем, промышленном и городском освещении благодаря своей низкой стоимости и энергоэффективности.

Животные тоже потеряны и сбиты с толку

Исследования показывают, что световое загрязнение также влияет на поведение животных, такое как модели миграции, привычки бодрствования и сна и формирование среды обитания.Из-за светового загрязнения морские черепахи и птицы, ориентируясь на лунный свет во время миграции, сбиваются с пути, сбиваются с пути и часто умирают. Большое количество насекомых, являющихся основным источником пищи для птиц и других животных, привлекаются искусственным освещением и мгновенно погибают при контакте с источниками света. Это также влияет на птиц, и многие города приняли программу «Выключите свет», чтобы выключить свет в зданиях во время миграции птиц.

Исследование черных дроздов ( Turdus merula) в Германии показало, что из-за шума дорожного движения и искусственного ночного освещения птицы в городе становятся активными раньше, чем птицы в естественных областях — они просыпаются и поют на пять часов раньше, чем их деревенские собратья. Подводное искусственное освещение может повлиять даже на животных, живущих под водой. В одном исследовании изучалось, как морские животные реагируют на ярко освещенные панели, погруженные под воду у побережья Уэльса. Меньшее количество животных, питающихся фильтрацией, таких как морские брызги и морская щетина, поселились рядом с освещенными панелями. Это может означать, что свет от нефтяных вышек, проходящих судов и гаваней меняет морские экосистемы.

Даже в местах, предназначенных для обеспечения охраняемых естественных сред обитания диких животных, световое загрязнение оказывает влияние.Служба национальных парков (NPS) сделала сохранение темного ночного неба своей приоритетной задачей. Команда NPS Night Skies Team отслеживала яркость ночного неба примерно в сотне парков, и почти в каждом парке было хотя бы небольшое световое загрязнение.

Ночью солнцезащитные очки не нужны

Есть три других вида светового загрязнения: блики, помехи и световое вторжение. Блики — это чрезмерная яркость, которая может вызвать зрительный дискомфорт (например, при вождении).Беспорядок — это яркое, сбивающее с толку и чрезмерное группирование источников света (например, Таймс-сквер в Нью-Йорке, Нью-Йорк). Легкое вторжение — это когда свет попадает в область, где он не нужен или не нужен (например, уличный фонарь, освещающий окно соседней спальни). Большинство наружных осветительных приборов плохо расположены, из-за чего в небо выбрасывается лишняя энергия.

Вернуть темное небо

Есть несколько организаций, работающих над уменьшением светового загрязнения.Одна из них — базирующаяся в США Международная ассоциация темного неба (IDA), созданная в 1988 году для сохранения естественного ночного неба. IDA просвещает общественность и сертифицирует парки и другие места, которые работали над сокращением их светового излучения. В 2017 году IDA одобрила первый в США заповедник темного неба. Огромный заповедник Темного неба в Центральном Айдахо, площадь которого составляет 3667 квадратных километров (1416 квадратных миль), присоединился к одиннадцати другим заповедникам темного неба, созданным по всему миру. По состоянию на декабрь 2018 года IDA перечисляет на своем сайте тринадцать заповедников темного неба.

Перестаньте тратить энергию: все, что мы можем сделать

Все больше людей принимают меры, чтобы уменьшить световое загрязнение и вернуть естественное ночное небо. Многие штаты приняли законодательство по контролю за наружным освещением, а производители разработали и произвели высокоэффективные источники света, которые позволяют экономить энергию и уменьшать световое загрязнение.

Людям настоятельно рекомендуется использовать наружное освещение только тогда и там, где это необходимо, чтобы убедиться, что наружное освещение должным образом экранировано и направляет свет вниз, а не вверх, а также закрывать оконные жалюзи, шторы и шторы в ночное время, чтобы сохранить свет. внутри.

Китайское «Искусственное Солнце» будет готово к 2020 году, говорят эксперты

Китай скоро начнет использовать свое «искусственное солнце» — устройство, которое предназначено для имитации ядерного синтеза, той же реакции, что и Солнце.

Должен быть построен к концу 2019 года, китайские исследователи теперь говорят, что он будет запущен в 2020 году.

Если все пойдет по плану, это может в конечном итоге сделать ядерный синтез возможным вариантом энергии на Земле.

СВЯЗАННЫЙ: КИТАЙ РАЗВИВАЕТ «ИСКУССТВЕННОЕ СОЛНЦЕ», КОТОРОЕ Достигает 100 МИЛЛИОНОВ ГРАДУСОВ ЦЕЛЬСИЯ

Почему это важно?

Используя энергию, производимую с помощью ядерного синтеза, мы могли бы использовать почти безграничную чистую энергию — то, в чем мы остро нуждаемся, учитывая экологические проблемы нашей Земли.

В Китае завершено строительство «искусственного солнца», которое начнет работу в 2020 г. https://t.co/41dHmGazVR

— Новости SCMP (@SCMPNews) 27 ноября 2019 г.

Исследователи во всем мире десятилетиями пытались достичь этой цели . Основная проблема заключалась в том, чтобы найти доступный способ удерживать горячую плазму в одном пространстве и поддерживать ее достаточно стабильной для проведения термоядерного синтеза.

Что строит Китай?

Китайское устройство, получившее название HL-2M Tokamak, может стать ответом на вопросы ученых о ядерном синтезе.По крайней мере, это даст представление о том, как решить проблему с плазмой.

Проект работает с 2006 года. Дуан Сюру, глава Юго-Западного института физики и участник проекта, сказал, что новое устройство будет достигать температуры свыше 200 миллионов градусов Цельсия (360 миллионов градусов Фаренгейта) .

Это примерно , в 13 раз в горячее, чем ядро ​​Солнца.

Физик термоядерного синтеза, который не участвует в этом проекте, Джеймс Харрисон, сказал Newsweek: «HL-2M предоставит исследователям ценные данные о совместимости высокопроизводительной термоядерной плазмы с подходами к более эффективному обращению с ней. тепло и частицы выходят из ядра устройства.

Харрисон продолжил: «Это одна из самых больших проблем, стоящих перед разработкой коммерческого термоядерного реактора, и результаты HL-2M, как части международного сообщества исследователей термоядерного синтеза, будут влиять на конструкцию этих реакторов».

Как делать отличные фотографии с iPhone с использованием естественного света

Как бы вы ни смотрели на это, свет — самый важный элемент в фотографии. Без света не было бы фотографии вообще. Поэтому, чтобы улучшить наши навыки фотографа , нам необходимо развивать свой глаз, чтобы остро осознавать доступный свет.В этом уроке вы узнаете, как в полной мере использовать естественный свет в фотографии на iPhone.

Хотя, безусловно, можно использовать встроенную вспышку наших iPhone (или любое количество сторонних дистанционных вспышек или источников света, таких как новая вспышка Nova), в этой статье мы сосредоточимся на том, как использовать естественный свет для освещения фотографий на iPhone.

Есть много способов творчески использовать естественный свет, которые добавят яркости и драматизма вашим изображениям.Прежде всего, давайте быстро определим «естественный свет» как просто солнечный свет в любой форме, например прямой, отфильтрованный, отраженный и т. д.

Это сделано только для того, чтобы отличить естественный свет от более широкой категории «доступного света», которая также может включать источники искусственного света, которые могут быть обнаружены там, где вы снимаете, например Лампы, свечи и т. д. Мы рассмотрим варианты искусственного освещения в одной из следующих статей.

Итак, давайте рассмотрим 7 способов максимально использовать различные типы естественного света, позволяя делать невероятные фотографии на iPhone независимо от того, при каком освещении вы снимаете.

1. Работа с прямым солнечным светом

Хотя солнечный свет является нашим источником света номер один в фотографии, он также может быть нашим самым большим врагом. Освещение в яркий солнечный день (возможно, с несколькими облаками, но ни одно из них не закрывает солнце) может быть довольно резким для фотографии, если мы не научимся с ним работать.

Если вы снимаете портреты под прямыми солнечными лучами, вы можете получить размытые блики и плохой оттенок кожи. Если у вас нет других доступных вариантов, попробуйте творчески использовать сильный свет.Например, если вы поместите объект между собой и солнцем, вы сможете создать идеальный силуэтный снимок, как показано выше.

Прямой солнечный свет также хорошо подходит для съемки архитектуры, так как он может привести к получению изображения с сильным контрастом, подчеркивающим линии зданий. Во многих случаях яркий солнечный свет, отражающийся от здания, действительно может добавить драматичности кадру.

2. Ищите открытую тень для более мягкого света

Если вы застряли в безоблачном небе, но вам нужен более мягкий свет для ваших фотографий, ищите то, что часто называют «открытой тенью». «Это место вне прямого солнечного света, но все же пропускает достаточно света, чтобы создать ситуацию, похожую на пасмурный день.

Отличные места, где можно найти открытую тень, — это под большими кронами деревьев, открытое лесное пространство, такое как сосновая / болиголовая роща, большие переулки, между зданиями в городе, под мостом и т. Д. Конечно, время дня будет определять, как заштрихованы эти области.

Один из самых простых вариантов — найти внешнюю стену здания, обращенную в сторону от солнца, и поместить объект съемки перед ней.Они будут притенять от прямых солнечных лучей, но и не должны находиться в глубоких тенях.

При съемке под деревьями просто убедитесь, что блокируется достаточное количество верхнего света, чтобы на вашем объекте не образовывались «пятнистые» световые эффекты, что может быть очень нелестным.

3. Максимально используйте облачный солнечный свет

Одно из классических правил фотографии — пасмурные дни лучше всего «смягчают» естественный свет и избегают резких теней. Это делает пасмурные дни практически идеальными для портретной съемки.

Полностью пасмурный день дает вам больше возможностей для размещения вашего портретного объекта, поскольку свет распространяется более равномерно по площади. Вы можете получить несколько «плоское» или малоконтрастное изображение, но это легко исправить с помощью любого количества приложений для редактирования.

Пасмурная погода отлично подходит не только для портретной фотографии. Мягкое равномерное освещение отлично подходит для съемки многих объектов, включая цветы, спортивные соревнования, играющих детей, уличную фотографию и многое другое.

Если у вас будет много свободного времени для съемки в пасмурный день, считайте, что вам очень повезло, и воспользуйтесь этим!

4. Используйте оконный свет для портретов в помещении

Давайте на мгновение перейдем внутрь. Солнечный свет, проникающий через окно на объект, действительно может быть очень ярким изображением. При использовании этого типа освещения имейте в виду, что вы не хотите, чтобы ваш объект находился прямо перед источником света, если, конечно, вы не создаете силуэт.

Может быть более эффективным расположить объект так, чтобы он освещался сбоку, создавая тем самым небольшое визуальное напряжение, которое может быть более приятным для глаз.

Фильтруя естественный свет через занавеску, мини-жалюзи или другое оконное оформление, вы можете добавить еще больше разнообразия и драматизма к свету, падающему на ваш объект.

5. Отражайте свет

Отличный способ контролировать доступный естественный свет — это использовать отражатель. Отраженный свет может возникать естественным образом, как упоминалось выше в разделе, посвященном открытой тени, но за небольшие затраты времени и денег вы можете получить простой отражатель, который можно носить с собой при съемке.

Лучше всего использовать рефлектор для удаления теней с объекта. Например, в предыдущем разделе, посвященном оконному свету, вы могли использовать отражатель в сочетании с сильным светом, проходящим через окно, чтобы немного сбалансировать свет. Это уменьшит драматические тени, которые появляются на стороне вашего объекта, обращенной от окна.

На этой фотографии моей любимой амфибии я использовал единственный источник света слева от объекта и переносной рефлектор на противоположной стороне, чтобы сбалансировать свет.

Самый простой вариант — просто купить небольшой складной отражатель в любом магазине фотооборудования. Небольшой круглый отражатель с белой стороной (для более мягкого света) и серебряной стороной (для более сильного света) можно приобрести примерно за 20 долларов.

Однако у вас, вероятно, уже есть некоторые предметы, которые можно использовать прямо сейчас с такой же эффективностью. В крайнем случае, большой лист белой бумаги может работать как отражатель. Даже маленькая тарелка из белой бумаги сослужила мне хорошую службу в отчаянный момент.

В качестве альтернативы, если вы снимаете портрет на открытом воздухе, поищите светлую стену или другой большой отражающий объект, который поможет сбалансировать свет. Экспериментируйте!

Одна из замечательных особенностей мобильной фотографии — это то, что она учит вас адаптироваться и спонтанно. Вы научитесь использовать свое окружение в своих интересах, а не брать с собой сумку, полную фотографического оборудования.

6. Используйте блики в ваших интересах

Это один из тех эффектов, который может больше раздражать, чем благословлять, но если вы используете его в своих интересах, блики от линзы могут стать очень эффективным композиционным элементом.

Ваша способность создавать хорошие блики на линзах может в некоторой степени зависеть от модели iPhone, которая у вас есть, поскольку элементы объектива меняются от одной модели к другой.

Я считаю, что лучше всего стоять с камерой почти перпендикулярно солнцу и просто работать с позиционированием, пока не добьетесь желаемого эффекта.

Возможно, вам потребуется сначала скомпоновать кадр на основе вашего источника света, чтобы сначала настроить вспышку. Как только вы получите вспышку там, где хотите, переместите любые другие предметы, такие как люди, предметы и т. Д.в кадр.

Теперь следует отметить, что существует несколько доступных приложений, таких как популярное приложение LensLight, которое добавит к фотографии эффекты «поддельной» засветки в процессе редактирования.

Я сам использовал их много раз с разным успехом. Однако, когда это возможно, я предпочитаю снимать настоящие, физические блики объектива, потому что эффект обычно намного выше.

7. Снимайте в волшебный час

Еще одно золотое правило фотографии состоит в том, что наиболее драматичный свет обычно находится в первый и последний час солнечного света каждый день из-за более длинных теней, отбрасываемых солнцем, когда оно находится низко в небо.Мы называем это время суток «волшебным часом».

Используя творческую композицию, можно очень легко использовать это драматическое освещение. Вы когда-нибудь замечали, что сцена может выглядеть лучше всего рано или поздно днем, в то время как в дневное время она может казаться ничем не примечательной и даже скучной? У меня есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *